Home Технологии Передовое железнодорожное колесо получит господдержку
Передовое железнодорожное колесо получит господдержку PDF Печать E-mail

Проект необычной колёсной пары для вагонов и локомотивов, ставший на днях триумфатором выставки высокотехнологичной техники и вооружений, сможет выйти на новый этап развития при поддержке "Ростехнологий".

Госкорпорация объявила, что поможет в продвижении инновационных изобретений и продуктов, получивших дипломы на Международной выставке "ВТТВ-Омск-2011" (она завершилась в конце прошлой недели).

Лучшей инновационной идеей на омском смотре признана технология "гибкого колеса" для рельсового транспорта, развиваемая омской компанией "Гибкие транспортные системы" и её главой, учёным и изобретателем Валерием Шилером.

Основная идея заключается в следующем. В отличие от обычного железнодорожного колеса новое разделено на две основные части, способные вращаться независимо друг от друга.

Первая — это упорный диск (номер 2 на рисунке внизу), не позволяющий колёсной паре сойти с рельсов, а вторая — собственно колесо, несущее нагрузку, а в том случае, если оно используется в локомотиве, ещё и передающее на путь силу тяги от электромотора (18).

Это колесо само по себе тоже сделано составным. Непосредственно по рельсам катится стальной бандаж (4), отделённый от ступицы (5) прослойкой (6) из резины или иного упругого материала. (Подробности — в российском патенте.)


Колесо рельсового транспортного средства, спроектированное Шилером и его коллегами. Пояснения в тексте (иллюстрация с сайта patent.su).

Результат — не только очевидное снижение шума и вибрации, повышение комфортности поездки. По оценке омских учёных, колесо нового типа должно существенно снизить расход энергии на движение состава, особенно на криволинейных участках пути. Также благодаря новации удастся снизить проскальзывания и пробуксовку ведущих колёс и улучшить реализацию тяги, серьёзно повысить среднюю эксплуатационную скорость.

Кроме того, снижение ударных воздействий при прохождении стыков и дефектов рельсов должно благотворно сказаться на долговечности пути и экипажа.

Все эти теоретические "авансы", о которых Шилер говорил ещё в 2009 году, только предстоит проверить в деле. И вот теперь, с подключением "Ростехнологий", данный проект должен получить новый импульс. Как и другие разработки, высоко оценённые на выставке.


ПП-45 предназначен для высокоточной и высокопроизводительной аэрофото- и видеосъёмки в интересах картографии, мониторинга окружающей среды, лесо- и рыбоохраны. Размах крыла — 2,15 метра, взлётный вес — 3,5-5 кг, привод — пара электродвигателей, питающихся от аккумуляторов, радиус действия — 5 км, рабочая высота полёта 300-600 м, крейсерская скорость — 70 км/ч (фото ОмГТУ).

Второе место в разделе "инновационные идеи" завоевал Омский государственный технический университет с лёгким беспилотником ПП-45. А третьего места удостоилась компания "Сантрэй" за изобретение точечного ферромагнитного излучателя, который позволит значительно сократить размер коротковолновых антенн при одновременном росте эффективности и дальности связи.

Корпорация "Ростехнологии" не раскрывает всех деталей будущей поддержки, но указывает, что её представительства в России и за рубежом займутся продвижением победивших изобретений, кроме того, возможен серийный выпуск этих новинок на предприятиях, входящих в состав корпорации.