Home Автомобили и Автотехника Автотехника ПОПУЛЯРНАЯ ФОРМУЛА: МОТОР
ПОПУЛЯРНАЯ ФОРМУЛА: МОТОР PDF Печать E-mail
Конкуренция и большие деньги – вот что питает пелену недетской секретности, которая окружает все, что касается «Формулы-1». Но ничто не охраняется так ревностно, как самая сложная, мощная и дорогая часть болида «Формулы-1» – его двигатель



Меньше и крепчеДвигатели «Формулы-1» делают маленькими, легкими и производительными. У них низкий центр тяжести, что делает машину устойчивой и управляемой

Меньше и крепче
Двигатели «Формулы-1» делают маленькими, легкими и производительными. У них низкий центр тяжести, что делает машину устойчивой и управляемой
Канал цилиндра и ход поршняУ двигателей «Формулы-1» велико отношение ширины канала цилиндра к ходу поршня. Ход очень невелик. Это позволяет достичь высоких оборотов.

Канал цилиндра и ход поршня
У двигателей «Формулы-1» велико отношение ширины канала цилиндра к ходу поршня. Ход очень невелик. Это позволяет достичь высоких оборотов.
Пневматические пружины«Пружины» из сжатого воздуха позволяют достичь более высоких оборотов, чем металлические пружины, которые начинают резонировать на высокой скорости.

Пневматические пружины
«Пружины» из сжатого воздуха позволяют достичь более высоких оборотов, чем металлические пружины, которые начинают резонировать на высокой скорости.

Парадно отполированный двигатель всегда был таким же обязательным героем презентаций команд «Формулы-1», как новенькая машина и лучезарно улыбающиеся пилоты. Однако в 1999 году компания Cosworth запретила журналистам фотографировать свой новый, более легкий и мощный двигатель для команды Jaguar. Сегодня, как правило, на двигатель можно взглянуть только после того, как он установлен в автомобиль. Руководитель инженерного подразделения фирмы Cosworth Ник Хайес говорит, что на этапе формирования концепции полезно участие как можно большего количества людей. Но когда речь заходит о дальнейшем развитии конструкции, допустимо участие только тех, кто так или иначе будет иметь доступ к двигателю. Фирма Cosworth, которая поставляет двигатели для команд Jaguar, Jordan и Minardi и занимается «Формулой-1» начиная с 1967 года, заявляет, что клиентская информация священна. Даже внутри компании нет обмена данными, сотрудники компании прикреплены к одной из команд на протяжении всего сезона и никогда не пересекаются.

Технический директор команды Sauber-Petronas Вилли Рампф говорит, что даже фотография двигателя, уже установленного в автомобиль, может выдать многие особенности его конструкции. Но, как фанат «Формулы-1», он приветствовал недавнее решение FIA, которая запретила ширмы в гаражах и экраны, закрывавшие боксы команды на пит-лейне. Начиная с 2004 года вступает в силу требование FIA использовать только один двигатель на всем протяжении гоночного уик-энда. На сегодня-то можно иметь несколько: один для гонки плюс один-два для тренировок и квалификации. К концу сезона образуется много моторов на выброс. Значит ли это, что конкуренты будут рыться на свалке? Вряд ли. Sauber отправляет свои движки на восстановление, обратно на завод Ferrari в Маранелло. Затем они используются для тренировок или тестов. А Ник Хайес говорит, что их компания действительно уничтожает отработанные моторы! Когда специально обученные люди заканчивают работу, никто никогда не узнает в куске металла двигатель «Формулы-1».