Home Автомобили и Автотехника Автотехника ПОЧТИ СЕРИЙНЫЕ БОЛИДЫ: ВСЕ ЧТО НЕ РАЗРЕШЕНО — ЗАПРЕЩЕНО
ПОЧТИ СЕРИЙНЫЕ БОЛИДЫ: ВСЕ ЧТО НЕ РАЗРЕШЕНО — ЗАПРЕЩЕНО PDF Печать E-mail
Если вам скажут, что раллийная машина WRC не имеет с серийной моделью ничего общего – не верьте. На самом деле у них масса одинаковых деталей. Кузов, дверные замки и ручки, опять же, одна из антенн на крыше...



...Отличия машины WRC от серийной модели сосредоточены в таких «мелочах», как мотор, трансмиссия, коробка передач, подвеска, колеса…

Конструкторы команд WRC находятся в довольно затруднительном положении. С одной стороны, ралли – это гонки серийных автомобилей. Основой для гоночной машины служит омологированный (одобренный FIA) автомобиль, выпущенный в количестве не менее 2500 экземпляров. Карта омологации, составляемая для каждой одобренной машины, содержит подробные сведения о ее конструкции, оснащении, стандартном и дополнительном оборудовании. По техническим требованиям и по маркетинговым соображениям для WRC лучше всего подходят автомобили среднего класса – Ford Focus, Mitsubishi Lancer, Peugeout 307 CC и т.п.

В то же время серийные «середнячки» оказываются далеко не в паркетных условиях. Гонки предъявляют повышенные требования к мощности двигателя, энергоемкости подвески, развесовке по осям, скорости и четкости работы трансмиссии, а главное – к прочности и надежности всех узлов и агрегатов. Особое внимание уделяется безопасности экипажа. Конструкторы дорабатывают серийные машины для участия в ралли в строгих рамках технического регламента FIA под надзором технических комиссаров. Отдельные требования, предъявляемые к командам, специально направлены на упрощение и усиление контроля: к примеру, в бензобаке, для проверки его внутреннего устройства комиссарами, должно быть смотровое окошко.

Конструкторы вправе вносить в серийную модель лишь те изменения, которые описаны в техническом регламенте FIA. В отличие от привычного нам конституционного принципа, в регламенте отражен прямо противоположный: «Все, что не разрешено – запрещено». Впрочем, в любом раллийном болиде есть по крайней мере одна деталь, полностью совместимая с серийными машинами. Это – пилот.

Бензобак в багажнике. Внутри 80-литрового металлического корпуса бензобака расположен мягкий герметичный мешок, заполненный специальным пористым материалом. В кожухе бака вырезано смотровое окно (для контроля). При повреждении бензин не выльется, при возгорании взрыва не будет. Бензопроводы находятся внутри салона – их невозможно повредить, зацепив днищем дорожное препятствие. Бензопроводы имеют отсечные клапаны по всей длине. В случае разрыва бензин не выливается, а при возгорании огонь не распространится по всей системе. Болид WRC при прохождении спецучастка потребляет около одного литра высокооктанового 102-го бензина на 1 км.

Подвеска болида. В соответствии с регламентом подвеска должна иметь стандартные точки соединения с кузовом. В рамках этого правила ее упрощают. Сложным многорычажным системам раллисты предпочитают надежный Макферсон. Резиновые сайлент-блоки заменяются шаровыми шарнирами. Более надежные жесткие шаровые соединения в отличие от сайлент-блоков не препятствуют передаче на кузов ударов и вибраций, поэтому раллийные машины значительно более шумные, чем серийные.

Амортизаторы. На гравийной подвеске амортизаторы имеют очень длинный ход, поэтому оснащаются выносными резервуарами с жидкостью. Они размещаются в салоне или под капотом и соединяются со стойками гибкими шлангами. Регулировки амортизаторов, количество которых доходит до четырех (силы сжатия и отбоя при высоких и низких скоростях штока), расположены на резервуарах или даже имеют электропривод.

Коробка передач. В современном ралли применяются секвентальные коробки передач с электронным управлением. Переключение скоростей осуществляется с помощью колец на руле. Количество передач за последние годы сократилось с 6 до 4: мощные и эластичные моторы позволяют избежать рывков привода при смене передачи в управляемом заносе, а также экономят время на переключениях. Три дифференциала чаще всего имеют электронное управление, их характеристики можно менять в ходе заезда. Исключение составляет машина Mitsubishi, дифференциалы и коробка у нее – механические.

Тормоза. Ручной тормоз – гидравлический. Он активно используется пилотом при управлении машиной. В целях безопасности за торможение каждой пары колес отвечают отдельные гидроцилиндры. Тормозные диски – массивные стальные и вентилируемые. Иногда тормоза электрически связывают с системой зажигания таким образом, чтобы при нажатии на педаль улучшалось торможение двигателем.

Выхлопная система. Глушитель должен позволять машине уложиться в уровень шума, определенный законами той страны, в которой проводится ралли, при оборотах двигателя 3500 об/мин. Если на серийной машине имеется каталитический нейтрализатор, он должен быть установлен и на болиде WRC.

Усиленная защита. Кузов усиливается перфорированными металлическими площадками. В кузове монтируется каркас безопасности (см. «ПМ» № 7, 2005). Снизу двигатель, трансмиссию, подвеску и выхлопную систему прикрывает углепластиковая или алюминиевая защита.

Кузов. В целях снижения веса кузов лишен облицовочных панелей, звукоизоляции, а также заднего сидения (омологированный автомобиль должен быть как минимум четырехместным). Для улучшения развесовки и снижения центра тяжести сидения пилота и штурмана вместе с органами управления сдвигаются вниз и назад. В качестве балласта используются расположенные и закрепленные особым образом запаска, домкрат, инструменты.

Органы управления. Вся управляющая и сервисная электроника, проводка и органы управления по возможности размещены на полу. Это способствует улучшению развесовки и позволяет штурману и пилоту оперативно управлять параметрами работы двигателя, турбины, подвески, других систем автомобиля. Во время заезда водитель контролирует только 2 прибора: индикатор передачи и сигнальную лампу, сообщающую о достижении предельно допустимых оборотов. Остальные приборы контролирует штурман и техники по сигналам телеметрии. Двусторонняя телеметрия запрещена.

Огнетушитель. На раллийных машинах обязательна система пожаротушения. Она имеет как минимум две форсунки под капотом и две в салоне. Активировать систему пожаротушения можно как с места водителя, так и снаружи, выдернув рукоятку в районе лобового стекла (обозначается как «Е» в круге). Она действует также как выключатель массы, то есть обесточивает машину. В результате потушить машину можно, даже если экипаж находится без сознания. На всякий случай в салоне есть и ручной порошковый огнетушитель.

Двигатель. Изготовлен на основе стандартного, однако конструкторам доступны всевозможные способы его доработки: расточка и гильзовка цилиндров, применение облегченных поршней и шатунов, доработка геометрии коленвалов, изменение фаз газораспределения и т.п. Гоночных мощностей от небольших моторов (основой для WRC служат машины среднего класса) добиваются путем установки турбонаддува с колоссальным давлением до 3 атмосфер. При этом для целей определения класса и соответствующих параметров гоночного автомобиля с турбомотором используется понятие «эквивалентный объем» с коэффициентом пересчета 1,7. К примеру, считается, что объем двухлитрового двигателя с наддувом – 3,4 л. Чтобы уравнять шансы участников, на компрессоры всех машин устанавливается рестриктор: любой мотор получает воздух через 32-миллиметровое отверстие. Официально максимальная мощность машины WRC – 300 л.с. На практике эта цифра немного выше.

Шины. Внутри шин находится «мусс» – пена, которая при нарушении герметичности бескамерной покрышки расширяется, заполняя шину. На таком колесе пилот может не только добраться до зоны обслуживания, но и побороться за очки. На некоторых этапах в WRC используются шины с камерами. В отличие от бескамерных они не разбортовываются при боковых ударах.

Кузовные панели. Выполняются из того же материала, что и на серийной машине: никаких модных карбоновых капотов, максимум – алюминиевые (и то только в том случае, если таковые устанавливаются на серийные машины). Стандартные замки капота и багажника в обязательном порядке заменяются на усиленные спортивные защелки с доступом снаружи, а вот замки дверей остаются серийными. Чтобы конструкторы не экономили на усилении кузова, введено ограничение: кузов не должен весить менее 320 кг.

Стеклоочистители. «Дворники» на автомобиле WRC самые обыкновенные, но бачок омывателя значительно увеличен и размещен в салоне. Такая мелочь, как нехватка воды, может кардинально изменить ход гонки.

Стекла. Окна могут быть заменены на поликарбонатные, одобренные FIA. Но, как правило, используются облегченные стекла (лобовое – триплекс, остальные – закаленные и оклеенные изнутри пленкой).