Home Автомобили и Автотехника Автотехника КРЕПЧЕ ЗА БАРАНКУ ДЕРЖИСЬ, ПИЛОТ!: ТРАНСФОРМЕР
КРЕПЧЕ ЗА БАРАНКУ ДЕРЖИСЬ, ПИЛОТ!: ТРАНСФОРМЕР PDF Печать E-mail
Один шаг до цели – именно в этой точке останавливались все перспективные проекты летающего автомобиля в XX веке. Несмотря на это, изобретатели и сегодня стремятся перейти заветный рубеж



Terrafugia Transition

Terrafugia Transition

Технические данные летающего автомобиляКрейсерская скорость: 185 км/ч // Дальность полета: 740 км // Расход топлива (неэтилированный бензин): 19 л/ч // Запас топлива: 76 л // Масса багажа: 130 кг // Скорость на шоссе: 105 км/ч // Расход топлива: 7,84 л на 100 км // Двигатель: Rotax 912S мощностью 100 л.с. // Передняя сминаемая зона и усиленная клетка салона // Боковые защитные брусья // Возможность оснащения парашютной системой // Размеры: в дорожном режиме длина 5760 мм, в авиарежиме 5850 мм; ширина – 2070/8410 // Розничная цена: $194 000 // Предоплата: $10 000 // Начало реализации: 2011 год

Технические данные летающего автомобиля
Крейсерская скорость: 185 км/ч // Дальность полета: 740 км // Расход топлива (неэтилированный бензин): 19 л/ч // Запас топлива: 76 л // Масса багажа: 130 кг // Скорость на шоссе: 105 км/ч // Расход топлива: 7,84 л на 100 км // Двигатель: Rotax 912S мощностью 100 л.с. // Передняя сминаемая зона и усиленная клетка салона // Боковые защитные брусья // Возможность оснащения парашютной системой // Размеры: в дорожном режиме длина 5760 мм, в авиарежиме 5850 мм; ширина – 2070/8410 // Розничная цена: $194 000 // Предоплата: $10 000 // Начало реализации: 2011 год
Пятнадцать минут славы17 ноября 1947 года газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что прототип летающего автомобиля ConvAIRCAR облетел город Сан-Диего всего за 1 час 18 минут. К сожалению, успех аппарата был недолгим: несколько дней спустя ConvAIRCAR был разбит в результате экстренной посадки в пустыне

Пятнадцать минут славы
17 ноября 1947 года газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что прототип летающего автомобиля ConvAIRCAR облетел город Сан-Диего всего за 1 час 18 минут. К сожалению, успех аппарата был недолгим: несколько дней спустя ConvAIRCAR был разбит в результате экстренной посадки в пустыне
Небесный скиталецВ начале 1960-х Aerocar использовался радиостанцией KISN из Портленда для ведения репортажей с высоты птичьего полета. Машина налетала без всяких нареканий более 1000 часов и была перепродана коммивояжеру компании Proctor & Gamble, который доставлял на Aerocar товары в труднодоступные районы штата Орегон как по воздуху, так и по дороге. В дальнейшем Aerocar с бортовым номером N103D несколько раз менял хозяев и в конце концов в 2009 году был выставлен на продажу по цене $3,5 млн. Aerocar с номером N100D сегодня можно увидеть в Музее авиации в Сиэтле, штат Вашингтон

Небесный скиталец
В начале 1960-х Aerocar использовался радиостанцией KISN из Портленда для ведения репортажей с высоты птичьего полета. Машина налетала без всяких нареканий более 1000 часов и была перепродана коммивояжеру компании Proctor & Gamble, который доставлял на Aerocar товары в труднодоступные районы штата Орегон как по воздуху, так и по дороге. В дальнейшем Aerocar с бортовым номером N103D несколько раз менял хозяев и в конце концов в 2009 году был выставлен на продажу по цене $3,5 млн. Aerocar с номером N100D сегодня можно увидеть в Музее авиации в Сиэтле, штат Вашингтон
Суммарный налет пяти экземпляров Aerocar составил более 5000 часов, а пробег по земле – почти 300 000 км. Единственной аварией за все это время стал дорожный инцидент с перевернувшимся прицепом. Aerocar был потрясающе надежен!

Суммарный налет пяти экземпляров Aerocar составил более 5000 часов, а пробег по земле – почти 300 000 км. Единственной аварией за все это время стал дорожный инцидент с перевернувшимся прицепом. Aerocar был потрясающе надежен!
Curtiss autoplane Гленна Кертиса был первой попыткой объединить автомобиль и самолет в едином аппарате. Его аэродинамическая схема предусматривала тройное крыло, толкающий винт и дополнительные стабилизаторы. К сожалению, вместо полета Autoplane продемонстрировал лишь несколько коротких прыжков

Curtiss autoplane Гленна Кертиса был первой попыткой объединить автомобиль и самолет в едином аппарате. Его аэродинамическая схема предусматривала тройное крыло, толкающий винт и дополнительные стабилизаторы. К сожалению, вместо полета Autoplane продемонстрировал лишь несколько коротких прыжков
Несмотря на скромные успехи предшественников и юридический вакуум, в настоящее время несколько десятков компаний занимаются разработкой летающих автомобилей. Ежегодно проводится несколько международных конвенций, посвященных «автоавиации». Наиболее значительная из них – тематический форум Сообщества автомобильных инженеров SAE, в которое входят крупнейшие специалисты автомобильной, аэрокосмической и других промышленных отраслей

Несмотря на скромные успехи предшественников и юридический вакуум, в настоящее время несколько десятков компаний занимаются разработкой летающих автомобилей. Ежегодно проводится несколько международных конвенций, посвященных «автоавиации». Наиболее значительная из них – тематический форум Сообщества автомобильных инженеров SAE, в которое входят крупнейшие специалисты автомобильной, аэрокосмической и других промышленных отраслей

Легендарныйлетчик и авиаконструктор Гленн Кертис сделал первый летающий автомобиль всегочерез 15 лет после исторического полета братьев Райт. В 1919 году он совершилпубличную попытку покорить небо на своем алюминиевом Autoplane. Двухместныйаппарат оснащался тремя крыльями размахом 12,2 м и толкающим четырехлопастнымвинтом. Autoplane так и не полетел, хотя несколько раз все же оторвался отземли. Зато идея буквально повисла в воздухе.

Даже ГенриФорд, человек, которого сложно упрекнуть в пустом прожектерстве, в 1926 годурискнул опровергнуть известную поговорку. Но рожденный ползать не полетел –крылатый Flying Flivver рухнул в море, отправив на небеса пилота Харри Брукса.На этом авиационная эпопея Форда завершилась – старик никогда не наступал назнакомые грабли дважды. Его менее удачливые последователи до сих порповторяют этот трюк с ослиным упрямством. Только в Америке за прошедшеестолетие изобретателями было получено почти 80 патентов на всевозможные версиикрылатых машин. Некоторые из них летали на самом деле. Большинство же так иосталось на стадии чертежей.

Послевоенныйбум

Сороковыегоды прошлого века стали золотым десятилетием в развитии авиации. Накопленныйза годы войны технологический потенциал вырвался за стены секретных лабораторийи воплотился в десятках инновационных проектов. Именно тогда появились первыепо-настоящему летающие автомобили. Самым ярким из них, без сомнения, былAerocar выдающегося авиаинженера Моултона Тэйлора, создавшего, кроме всегопрочего, первую радиоуправляемую крылатую ракету класса «земля–земля» Gorgone.Идея о разработке семейного автомобиля, способного летать, пришла в головуТэйлору после встречи с Робертом Фултоном. Потомок и тезка знаменитогосоздателя паровой машины позднее стал знаменитым благодаря своему Airphibian –модифицированному легкому самолету Stinson Voyager со съемным планероми дополнительным приводом на колеса.

В активеТэйлора к тому времени было уже три реализованных проекта легких спортивныхмонопланов – Re, Imp и Duckling. В 1947 году он регистрирует компанию Aerocar иприступает к работе. За основу для будущей универсальной машины был взят Imp, ипо сути Тэйлору осталось разработать лишь механизм крепления планера итрансмиссию для привода колес. Так как дополнительная подвеска, рулевое управление,тормозная система и трансмиссия значительно утяжеляют конструкцию, дляфюзеляжа Тэйлору пришлось использовать легкий и прочный стеклопластик, адля клетки салона – дюралюминий. Крылья и заднее оперение были выполнены потакой же схеме.

Решениепроблемы привода заняло более года. Тэйлор отказался от сравнительно тяжелогогидравлического редуктора в пользу появившейся на рынке компактной вискомуфтыфранцузской компании Flexidyne. В 1949 году был собран и удачно испытанпервый Aerocar с горизонтально-оппозитным мотором Lycoming мощностью135 л.c. Монтаж оперения занимал всего пять минут и мог производитьсяпилотом в одиночку. Все это хозяйство приходилось возить за собой вспециальном прицепе. Салон Aerocar практически не отличался от салона легковоймашины – даже управлялся он обычной баранкой, а не штурвалом. Переключениепотока тяги на привод колес производилось при помощи напольного рычага,а педали тормоза и газа находились на своих привычных местах. Aerocar былочень прост в управлении, и, по воспоминаниям знакомых Тэйлора, обучениепилотированию занимало всего пару часов. Причем Тэйлор предлагал новичкам незабивать голову теорией, а сразу садиться в кресло пилота и взлетать. Надороге четырехколесная машина также не доставляла водителю никаких проблем. Ктому же Aerocar полностью соответствовал требованиям по безопасности дляавтомобилей того времени.

Кубинскиепули

В течениегода Тэйлор готовил Aerocar к трансамериканскому демонстрационному турне. Вавгусте 1951-го Тэйлор и его компаньон Эд Суини отправились из Портленда втурне, одной из целей которого было посещение армейского полигона Форт-Брэгг,где машину ожидали военные. Aerocar опробовали 14 летчиков, и все они даливысокую оценку его летным возможностям. Тем не менее надежда на заказы от Пентагонатак и не оправдалась – крылатые машины не могли конкурировать вмобильности с появившимися вертолетами.

Зато наобратном пути Тэйлор неожиданно попал под шквал восторгов. Появление Aerocar нашоу Motorama в Лос-Анджелесе стало сенсацией. Поглядеть на негособирались тысячи людей. В течение всего одного дня Тэйлор и Суини получилидесятки серьезных предложений продать машину. Именно тогда компаньонами былопринято решение о постройке нескольких дополнительных экземпляров Aerocar дляпродажи и продолжения рекламной кампании. За пять лет были собраны еще четыреаппарата, один из которых разбился в ходе сертификационных испытаний, а 13декабря 1956 года машина AerocarI сбортовым номером N4994Pнаконец-то получила сертификат Федерального авиационного управления FAA.Вместе с этим закончились $ 750 000, полученные от размещения акций AerocarInc.

Всепостроенные Aerocar были проданы, но поиск инвесторов для организации серийнойсборки не давал результатов. Машина получалась слишком дорогой для массовогопокупателя. Тэйлор боролся до последнего. Он и его Aerocar постоянно мелькали втелепрограммах и на страницах популярных журналов. В 1960 году один изаппаратов принял участие в авиашоу на Кубе, и Рауль Кастро, брат лидеракубинской революции, совершил на нем полет в качестве пассажира. Воздушнаяпрогулка чуть не закончилась трагедией – при вынужденной посадке на проселочнойдороге машина сбила крылом лошадь. Повреждение залатали куском жести,вырезанным из канистры. Кроме того, после возвращения на аэродром Гаваны привнимательном осмотре на фюзеляже обнаружили два пулевых отверстия. В таком видеAerocar благополучно вернулся воздухом в Бостон.

Неуловимыешансы

В 1961году Тэйлору удалось заинтересовать своим изобретением компаниюLing-Temco-Vought из Далласа. Техасцы пообещали построить 1000 Aerocar по цене$ 8500, если Тэйлор соберет 500 предоплаченных заявок. Но за год тот смог найтилишь 278 клиентов, и сделка не состоялась.

Последнийшанс машине был подкинут фортуной в 1970 году. Легендарный в последствии ЛиЯкокка, тогдашний президент компании Ford Motor, захотел рискнуть и выйтина рынок с новым продуктом – летающим семейным автомобилем. К Тэйлору приехалацелая команда инженеров Ford во главе с вице-президентом Доном Петерсеном ипровела тщательное изучение конструкции нового четырехместного Aerocar III.Машину опробовали и в воздухе, и на шоссе. По словам участников тех событий,Петерсен остался очень доволен, но все-таки Тэйлору не повезло. Грянувшийнефтяной кризис и японское нашествие на авторынок Америки заставили Fordспешно менять модельный ряд. Довольно прожорливый Aerocar не вписался вмаркетинговую стратегию Якокки, и о нем забыли. Неутомимый Тэйлор занималсясудьбой машины вплоть до своей смерти в 1996 году, но тщетно. Печальный примерAerocar подрезал крылья многим энтузиастам летающих автомобилей. Впрочем,смельчаки, готовые внести исключения в правила, еще остались.

Крылатыйтрансформер

ВыпускникМассачусетского технологического института Карл Дитрих убежден, что летающиеавтомобили — это не менее круто, чем Lamborghini или Bugatti. Желаниепочувствовать себя Джеймсом Бондом, солидный счет и лицензия пилота – вотнеобходимые и достаточные условия для покупки. Причем если автомобиль по ценесамолета – это абсурд, то отличная крылатая машина по цене Bugatti – выгодноеприобретение. Особенно в стране с 5200 хорошими аэродромами. Сделав такиенехитрые умозаключения, Дитрих, его жена и их однокурсник Сэм Швайгарт в 2005году взялись за создание летающего автомобиля. А точнее – недорогого личногосамолета, на котором можно за несколько дней пересечь континент, начав изакончив путешествие в собственном гараже.

Результатомпяти лет работы стала белоснежная Terrafugia Transition, первый полет которойсостоялся 18 марта 2009 года. Главная особенность этого футуристическоголетательного аппарата – складывающиеся, как трансформер, крылья. Процедураперевода в дорожный режим занимает всего 30 секунд и выполняется нажатиемкнопки в салоне. Одновременно с этим от силовой установки отсоединяется карбоновыйкарданный вал винта. Хвостовое V-образное оперение не вылезает за общиегабариты Transition. Со сложенными крыльями двухместная машина сравнима сбольшим пикапом.

Тщательнопроработанная с точки зрения аэродинамики Terrafugia Transition имеет довольнопростую конструкцию. Оперение и фюзеляж сделаны из композитов и алюминия,а кормовой толкающий винт вращает надежный компактный моторчик Rotax мощностью100 л.с. Этого вполне достаточно для аппарата массой менее 700 кг. Крейсерская скорость в воздухе под 200 и максималка 150 км/ч надороге – хорошие показатели как для маленького самолета, так и для автомобиля.Как и положено современной легковушке, кузов (или фюзеляж) TerrafugiaTransition имеет переднюю сминаемую зону и силовую клетку салона. Двери оснащенызащитными стальными балками, а передний стабилизатор, помимо своей прямойаэродинамической работы, выполняет роль бампера. В случае аварийной ситуации ввоздухе экипаж спасет парашютная система.

Машина непроходила краш-тест, но Дитрих надеется, что власти сделают для Transitionисключение. Ведь авиалайнеры тоже не разбивают о бетонную стену – цена такоготеста была бы просто фантастической. Кроме того, некоторые производителималосерийных автомобилей также освобождены от этой процедуры. По мнению Дитриха,представление о степени защищенности пассажиров вполне может обеспечитькомпьютерное моделирование.

Передниеуправляемые колеса Transition оснащены стойками Макферсона, а задние –компактной и неубиваемой балкой. И задние, и передние тормоза — дисковые.Дитрих утверждает, что имеет на руках более 50 заявок и готов начатьпроизводство машины хоть сейчас, но возникли проблемы с ее сертификацией.Регулирующие органы никак не могут выяснить, к какому ведомству относитсяTransition.

В шаге отцели

Еще современ Генри Форда известно, что один из лучших способов превратить стодолларов в десятку – это вложить деньги в крылатый автомобиль. Только длясоздания прототипа требуется несколько миллионов долларов, еще в миллионобойдется сертификация FAA. Пустая касса в шаге от цели – обычная история вэтом бизнесе. «Частная авиация всегда была уделом миллионеров, – говорит Митчелл Ла Биш, инженер изТехаса, 20 лет работающий над собственным проектом крылатого автомобиля FlyingSports Car. – В отличие от автомобилей, самолеты так и не стали массовымпродуктом. Вряд ли возможно создать что-либо приличное менее чем за сто тысяч. Летающие машины навсегда останутся нишевым продуктом».

Поиск денег – любимое занятие изобретателей всех мастей. Единомышленники Дитриха годами ходят по этому замкнутому кругу. Робин Хейнс,работающий над своим Skyblazer почти 20 лет, нуждается в пяти миллионах дляпостройки прототипа. Бранко Сару нужно десять миллионов для завершения проектаSokol a400. Ла Биш вложил собственные миллионы в FSC-1, но уже несколько летсидит с вывернутыми карманами. Terrafugia на их фоне выглядит баловнем судьбы –компании удалось поднять в небо предсерийную машину. Но инвесторы пока неспешат стиснуть Дитриха в своих удушающих объятиях. Все решится уже очень скоро– продажи Transition должны стартовать в 2011 году. Будем надеяться, чтовыпускникам MIT повезет больше, чем Тэйлору.