Home Автомобили и Автотехника Автотехника СТЕКЛЯННАЯ КРЕПОСТЬ МАКЛАРЕНА: МАСТЕРСКАЯ
СТЕКЛЯННАЯ КРЕПОСТЬ МАКЛАРЕНА: МАСТЕРСКАЯ PDF Печать E-mail
«Пусть вы имеете все деньги мира, но без приглашения вы к нам не попадете», – любят говорить в Технологическом центре McLaren. Одна из кузниц британского хайтека скрылась в зеленых рощах к юго-западу от Лондона и почти притворилась природой. Но нас туда пригласили и даже дали возможность увидеть место, где проектируют и строят знаменитые болиды «Формулы-1», а также суперкары для экстравагантных богачей. И все это в условиях прямо-таки медицинской чистоты






McLaren и партнерыВладельцами McLaren Group сегодня являются Рон Деннис (15% акций), принадлежащая Мансуру Оджеху TAG Group (15%) и находящаяся в собственности Бахрейна Mumtalakat Holding Company (30%). Но самый крупный пакет акций (40%) остается пока у Daimler AG.«Мерседес» приобрел их в 2000 году, но сейчас практически решен вопрос об их обратном выкупе Деннисом, Оджехом и Mumtalakat. Сделка должна завершиться в 2011 году. В МсLaren объясняют, что их компания будет выпускать новый суперкар на базе собственного, а не мерседесовского двигателя, и на этом рынке пути партнеров разошлись

McLaren и партнеры
Владельцами McLaren Group сегодня являются Рон Деннис (15% акций), принадлежащая Мансуру Оджеху TAG Group (15%) и находящаяся в собственности Бахрейна Mumtalakat Holding Company (30%). Но самый крупный пакет акций (40%) остается пока у Daimler AG.«Мерседес» приобрел их в 2000 году, но сейчас практически решен вопрос об их обратном выкупе Деннисом, Оджехом и Mumtalakat. Сделка должна завершиться в 2011 году. В МсLaren объясняют, что их компания будет выпускать новый суперкар на базе собственного, а не мерседесовского двигателя, и на этом рынке пути партнеров разошлись
Спорт и роскошьДва подразделения группы компаний McLaren – McLaren Racing и McLaren Automotive – работают бок о бок в стенах Технического центра. Именно поэтому суперкары McLaren рождаются на свет в той же лабораторной чистоте и атмосфере постоянного поиска, что и болиды «Формулы-1». Естественна и технологическая преемственность между гоночными и дорожными автомобилями

Спорт и роскошь
Два подразделения группы компаний McLaren – McLaren Racing и McLaren Automotive – работают бок о бок в стенах Технического центра. Именно поэтому суперкары McLaren рождаются на свет в той же лабораторной чистоте и атмосфере постоянного поиска, что и болиды «Формулы-1». Естественна и технологическая преемственность между гоночными и дорожными автомобилями

Да,экскурсии для всех желающих в Технологическом центре McLaren не устраивают.Здесь круглосуточно кипит напряженная работа, которой толпы интересующихся врядли поспособствуют, да и соображения безопасности требуют экономить на каждойпаре любопытных глаз. Право пригласить гостей в Техноцентр имеют лишьофициальные партнеры и спонсоры McLaren Group – и нас, группу российских ипольских журналистов, привечал бренд Johnny Walker. Делать собственныефотографии даже в самых что ни на есть общественных местах гостям запрещенокатегорически – в кадр может попасть то, на что очень хотели бы взглянутьконкуренты в битве конструкторских умов.

Бульварпо-древнекитайски

Самоеобщественное место Техноцентра – это так называемый Бульвар (Boulevard). Именносюда первым делом приводят гостей McLaren. Бульвар – не улица для прогулокв привычном смысле, а длинная площадка, тянущаяся вдоль внутренней стороныстеклянного фасада здания и повторяющая его изгибы. Здесь выставлена в ряд всяистория знаменитой гоночной конюшни – болиды, на которых гонялись и побеждалиЛауда, Прост, Сенна, Хаккинен и другие «формульные» звезды. Снаружи, застеклянной стеной, простирается водная гладь искусственного озера,и первое, на что обращаешь внимание,– это точное совпадение уровня полас уровнем воды. Зрительно Бульвар как бы становится продолжением водоема инаоборот. Эта мелкая деталь сразу указывает на необычность всего сооружения.Единство с природой и ее стихиями – один из главных принципов, заложенных впроект Дэвидом Нельсоном из архитектурного бюро выдающегося британскогоархитектора лорда Фостера. Того самого, что строил стадион Уэмбли,восстанавливал купол Рейхстага и даже проектировал так и не состоявшуюся БашнюРоссии в кусте московских небоскребов.

Страннослышать в оазисе инженерной мысли и точной механики слова типа «фэн-шуй», номистические принципы организации пространства явно вдохновляли и архитектора,и заказчика. Здание Техноцентра вписано в огромный круг, воспроизводящийдаоистский символ «инь-ян», где в качестве «ян», светлого начала, выступаетсамо сооружение, а в роли «инь» – искусственное озеро. Сооружение, имеющеевсего два надземных этажа, как бы расстилается по земле, не доминируя надландшафтом, но сливаясь с ним.

McLarenGroup приобрела этот участок земли площадью в 50 га еще в 1995 году.Четыре года ушло на подготовку проекта, а в 1999-м на место будущегоТехноцентра доставили гигантский экскаватор канадского производства, которыйвыкопал вокруг стройплощадки траншею глубиной 30 м, выбрав 150 000м3 земли. Траншею залили бетоном, создав таким образом фундамент типа «стена вгрунте» и надежную защиту будущего здания от подземных вод. Два года спустя былготов стальной каркас весом 5000 т. В 2003-м, еще за год доофициального открытия, в стенах Техноцентра уже собирали спорткар Mercedes-BenzSLR McLaren и действовал уникальный аэродинамический тоннель.

Гонки попотолку

Тоннель –это 400 т стали, это замкнутая в прямоугольник труба длиной 145 м. Обэнергопотреблении этой машины ходят легенды, говорят даже, что тоннель пожираетэлектричества едва ли не больше, чем соседний город Уокинг. Для охлаждениятрубы создана впечатляющая система, использующая воду искусственного озера.Воду закачивают в пять огромных баков емкостью 24 500 л. Из этих резервуаровона поступает в охладительный контур, а затем выливается обратно в озеро. Ноперед тем как вернуться в водоем, вода омывает участок стеклянной стены здания,отдавая ему часть тепла. Воздух в Техноцентре подогревается, а водоем,напротив, ограждается от излишнего перегрева.

В тоннелевентилятор с размахом лопастей 4 м вращается со скоростью до 600 об/мин. Поутверждениям представителей McLaren, внутри аэродинамического тоннеля можносымитировать условия гонок на разных трассах и в разных погодных условиях.Правда, испытываются в трубе не реальные болиды F-1, а их модели в 60% отнатуральной величины.

Тоннельработает практически круглосуточно – инженерам McLaren приходится постояннодорабатывать аэродинамику болидов для достижения более высоких результатов, атакже для приведения машин в соответствие с изменениями в техническомрегламенте FIA, которые в последнее время были весьма радикальны.

Обаэродинамических свойствах маклареновских болидов можно судить по одномузанятному факту: при весе 620 кг уже на скорости 130 км/ч гоночный автомобильмодели 2009 года испытывает действие прижимной силы около 2 т. Такимобразом, болид вполне может ехать по потолку. «Правда, в реальности такой опытникто не ставил», – уточняют представители McLaren.

Доверяй,но проверяй!

Внутреннеепространство здания разделено на так называемые пальцы (fingers) 18-метровойширины. Между ними устроены широкие коридоры. Никаких глухих стен нет – почтивсе помещения отделены от окружающего пространства стеклянными панелями. Вотделке преобладает белый цвет. Все это, с одной стороны, создает атмосферустерильной лаборатории, а с другой – ощущение прозрачности и открытости.

Такоерешение явно неслучайно: менеджмент придает большое значение интегрированностии кооперации разных подразделений McLaren Group. «Интеграция тут потрясающая.Сотрудник, который разработал переднее колесо для MP4-12C, сидит в двухлестничных пролетах от парня, что устанавливает эти колеса на автомобиль…» –это слова Алана Фостера – оперативного директора McLaren Automotive.

НИОКР,производство и сервис здесь слиты в единое целое, и так же соседствуют друг сдругом испытательные стенды, печи для запекания карбона и сборочноеоборудование.

При этомпрактически везде на потолках установлены видеокамеры. Не для тотальногошпионажа за сотрудниками, поясняют в McLaren. Цель иная – облегчить разборвозникающих технических отказов. Отсмотрев видео всего производственногопроцесса, легче установить, на каком именно этапе было совершено неверноедействие.

Отсуперкара до фуа-гра

Разумеется,два столпа McLaren Group– это автомобильные подразделения. McLaren Racingпроизводит и обслуживает болиды для команды Vodafone McLaren Mercedes. McLarenAutomotive занимается производством суперкаров, конкурируя с Bugattiи Ferrari. Славная история Automotive началась с выпуска трехместного купеF1 (с двигателем BMW S70/2), позиционировавшегося как дорожный вариантгоночного болида. В 2003 году новым этапом стало начало производствасовместного с «Мерседесом» Mercedes-Benz SLR McLaren – двухместного купе классаGT, оснащенного мерседесовским же мотором V8 с турбонагнетателями. На следующийгод ожидается старт серийного выпуска суперкара McLaren MP4-12C уже с чистомаклареновской силовой установкой M838T мощностью 600 л.с. Его образец тожевыставлен на Бульваре в Техноцентре McLaren. Но пока за стеклом.

Вот толькоавтомобили – далеко не единственное, чем жив сегодняшний McLaren. В группукомпаний входит, в частности, McLaren Electronics System. В 2006 году этакомпания выиграла тендер на поставку электронного устройства управления (ECU)для всех болидов F-1, будь то Ferrari или Renault. ECU не только управляетустановленной на борту электроникой, но и контролирует возможные попыткиподавать системам болида дистанционные команды, что нынешними правиламизапрещено.

Другаякомпания, творящая и созидающая в стенах Техноцентра,– McLarenApplied Technologies (Прикладные технологии) – имеет крайне широкие интересы вразных областях, включая военную. Они работали и над велосипедами длябританской Олимпийской команды-2012, и над сиденьями для экипажа бронемашины,защищающими от взрывов мин.

Интересно,что у McLaren Group есть не только своя «конюшня» (в смысле –гоночная команда F-1), но и своя кухня– и это уже в прямом смысле.Подразделение McLaren Absolute Taste – то есть «Абсолютный вкус»– нетолько кормит обедами сотрудников и обслуживает мероприятия, проходящие в самомТехноцентре, но и оказывает услуги кейтеринга, то есть организует выездныебанкеты для весьма состоятельных клиентов. Звучит немного странно, но у MсLarenесть и такое направление деятельности.

Скромныйпарень из Монако

Экскурсияпо Технологическому центру McLaren завершилась встречей с представителямируководства Vodafone McLaren Mercedes, на которой присутствовал двукратный чемпионмира F-1 1998–1999 годов Микка Хаккинен. Выяснилось, что Микка не толькоолицетворяет триумфальное прошлое команды, но и является послом бренда JohnnyWalker. Попутно была проведена презентация нового дизайна бутылки Black Label.Это настолько традиционный напиток, что невозможно себе представить, какв нем можно было бы что-либо изменить или улучшить. А вот с бутылкойдизайнеры поработали: она сохранила узнаваемые формы, но при этом приобрела «смягченные»грани и более стильный вид. Журналистов вся эта ситуация несколькозаинтриговала – да, Johnny Walker один из спонсоров команды McLaren, нокак-то нелегко себе представить точки соприкосновения автоспорта, требующегопредельной физической и психологической концентрации, с употреблением алкоголя.

Микка Хаккинен все разъяснил, раскрыв еще одну из своих общественныхипостасей. Оказывается, он является одним из активистов движения за «ответственноепитие», если так можно перевести выражение «responsible drinking». Миккапутешествует из страны в страну и, используя свой авторитет, пропагандируетумеренное употребление спиртного и категорический отказ от вождения послевыпивки. На заключительном ужине так получилось, что Микка оказался за однимстолом с группой российских журналистов, и вечер прошел в интенсивном общении. «Летающийфинн» произвел впечатление идеальной знаменитости – человека полностьюсостоявшегося, не имеющего никакой нужды кому-то что-то доказывать,а потому скромного и общительного. Поговорили о шансах ВиталияПетрова, о том, почему в «Формуле-1» нет женщин-пилотов (а в Indycar –есть), о будущем «Формулы» в России. Уже почти на прощание я задал Миккевопрос: «Представим себе: я веду машину и знаю, что за рулем автомобиля,едущего по соседней полосе, сидит пилот ‘Формулы-1‘. Должен ли я чувствоватьсебя в безопасности (ведь в той машине водитель высокого класса!), или,напротив, мне стоит опасаться, ожидая рискованного маневра, на который я неуспею среагировать?» На секунду задумавшись, Хаккинен ответил: «Все зависит оттого, кто именно из пилотов ‘Формулы‘ сидит в той машине». Переходить наличности знаменитый гонщик, конечно же, не стал. За ужином Микка пил воду илишь в самом конце глотнул виски. Доза была предельно ответственной.