Home Автомобили и Автотехника Автотехника ГИБРИДНЫЙ ВАНКЕЛЬ: РОТОРНЫЙ ГИБРИД
ГИБРИДНЫЙ ВАНКЕЛЬ: РОТОРНЫЙ ГИБРИД PDF Печать E-mail
Классическая симфония, могучий баритон, неистовое крещендо, рев разъяренного зверя – сколь велико разнообразие высокопарных эпитетов, которыми журналисты щедро одаривают звучание двигателей спортивных автомобилей. За километр заслышав воинственный клич иного суперкара, случайные прохожие останавливаются как вкопанные и разворачиваются лицом к дороге, превращаясь в благодарных зрителей. Тщеславие водителя нежится в воображаемых аплодисментах...






Колыбель инновацийНовый технический центр Audi обошелся компании в ¤120 млн. Он собрал под одной крышей все необходимые ресурсы для разработки и испытания электрических и гибридных автомобилей: около 400 рабочих мест для инженеров и технологов, исследовательские лаборатории, испытательные стенды. Специальное оборудование позволяет эмулировать реальные и экстремальные нагрузки на самые разные узлы и агрегаты. Теперь, чтобы провести испытание (в том числе длительные) новой батареи, электронного блока управления или трансмиссии, не обязательно собирать готовый автомобиль

Колыбель инноваций
Новый технический центр Audi обошелся компании в ¤120 млн. Он собрал под одной крышей все необходимые ресурсы для разработки и испытания электрических и гибридных автомобилей: около 400 рабочих мест для инженеров и технологов, исследовательские лаборатории, испытательные стенды. Специальное оборудование позволяет эмулировать реальные и экстремальные нагрузки на самые разные узлы и агрегаты. Теперь, чтобы провести испытание (в том числе длительные) новой батареи, электронного блока управления или трансмиссии, не обязательно собирать готовый автомобиль
Электродвигатель, батарея и управляющая электроника гибридного Q5 включены в систему жидкостного охлаждения, благодаря чему повышается пиковая мощность гибридной силовой установки

Электродвигатель, батарея и управляющая электроника гибридного Q5 включены в систему жидкостного охлаждения, благодаря чему повышается пиковая мощность гибридной силовой установки
Максимальная скорость Audi Q5 Hybrid достигает 222 км/ч, а от 0 до 100 км/ч автомобиль разгоняется за 7,1 с.

Максимальная скорость Audi Q5 Hybrid достигает 222 км/ч, а от 0 до 100 км/ч автомобиль разгоняется за 7,1 с.
Audi a1 e-tron компоновочная схемаЭлектрические компоненты автомобиля размещаются так, чтобы добиться равномерного распределения веса по осям и, как следствие, хорошей управляемости

Audi a1 e-tron компоновочная схема
Электрические компоненты автомобиля размещаются так, чтобы добиться равномерного распределения веса по осям и, как следствие, хорошей управляемости
На зарядку становисьAudi A1 e-tron может заряжаться как от специальной заправочной станции, так и от домашней электросети с напряжением 220 В. Домашняя зарядка занимает около трех часов, а «промышленная» – меньше часа. Информацию о заряде батареи и соответствующем максимальном пробеге водитель всегда может получить дистанционно с помощью специального приложения для iPhone

На зарядку становись
Audi A1 e-tron может заряжаться как от специальной заправочной станции, так и от домашней электросети с напряжением 220 В. Домашняя зарядка занимает около трех часов, а «промышленная» – меньше часа. Информацию о заряде батареи и соответствующем максимальном пробеге водитель всегда может получить дистанционно с помощью специального приложения для iPhone
AUDI A1 E-TRON всегда подключен к сети интернет. Система планирования маршрута основывается на картах Google, а подготовка к поездке (прогрев салона, расчет заряда) осуществляется через iPhone

AUDI A1 E-TRON всегда подключен к сети интернет. Система планирования маршрута основывается на картах Google, а подготовка к поездке (прогрев салона, расчет заряда) осуществляется через iPhone

Вцепившисьв замшевый руль, я вслушиваюсь в нарастающее шуршание шин. Правая нога уверенноприжимает педаль к полу, а в ответ из-за спины доносится лишь негромкий писк,почти как, пардон, в троллейбусе. И в эти мгновения писк для менядороже яростного бурления любого V8 – ведь электрические двигатели Audi R8e-tron разгоняют эту футуристическую капсулу до сотни всего за 4,8 с. Именно наэтой машине, а не на обычной R8, должен был бы ездить Железный человек, если быфильм снимался чуть позже. С питанием от термоядерного реактора костюма!Большая часть восторженных взглядов успевает лишь скользнуть по кормеэлектрического суперкара, практически бесшумно рассекающего пространство. Еслихочется больше внимания, достаточно чуть сильнее нажать на педаль –и немыслимые 4500 Нм крутящего момента заставят 19-дюймовые катки огласитьокрестности пронзительном визгом пробуксовки.

Черезнесколько секунд я летел уже под 200 км/ч, а еще спустя секунд тридцать меняпопросили заехать в гараж. «Наверное, это самый недолгий тест-драйв в вашейжизни?»– виновато улыбнулся инженер технического центра Audi. За паручасов прокатиться на электрическом суперкаре по короткой закрытой трассе должныбыли полсотни журналистов. И все же на лицах коллег я не заметил ни тениразочарования.

4х4х4

Пожалуй, внедалеком будущем такие спорткары будут называть «среднебатарейными». Ведь,подобно ДВС в традиционных автомобилях, батарея здесь является самымтяжелым элементом конструкции, определяющим развесовку машины. Литий-ионныйаккумулятор R8 e-tron массой в 550 кг располагается за спинками сиденийводителя и пассажира. Это позволяет добиться распределения веса по осям впропорции 42:58, как на обычном бензиновом R8 5,2 FSI. С серийным собратомэлектромобиль роднит и снаряженная масса: e-tron с легким алюминиевымкузовом весит 1600 кг, немногим больше 1560-килограммового бензинового R8.

Сходствохарактеристик с обычным R8 не случайно. С помощью e-tron Audi хочетпродемонстрировать, что электромобиль – это не жалкая жертва экологическихнорм и не компромисс с точки зрения динамики и управляемости. Он должени может ездить ничуть не хуже, а то и лучше своих «архаичных» бензиновыхсобратьев. К примеру, у e-tron нет коробки передач, он никогда не требуетпереключения скоростей, и весь крутящий момент четырех двигателей доступенводителю в любой момент времени. Это далеко не то же самое, что коробка DSG сдвумя сцеплениями. Да, она переключает передачи без разрыва тяги, но тольковверх. При переходе на пониженную бензиновый двигатель все равно просит тайм-аут,чтобы повыше подтянуть обороты. Электродвигателю такие проблемы неведомы.

Каждоеколесо R8 e-tron вращает собственный электромотор. Это не мотор-колеса –спортивному автомобилю лишняя неподрессоренная масса ни к чему. Компьютерраспределяет тяговые усилия между колесами, корректируя недостаточную илиизбыточную поворачиваемость. Благодаря системе управления крутящим моментомавтомобиль может скользить всеми четырьмя колесами и все равно покорноследовать в указанном водителем направлении. Это та же совершенная системаполного привода Quattro, что и на бензиновых моделях, только в болееестественном виде – без сложных дифференциалов и муфт.

Действительноли электрический R8 так же удобен в эксплуатации, как и бензиновый? Батареяемкостью 53 кВтч (из которых реально используются 42,4 кВтч) обеспечиваетавтомобилю пробег 250 км в смешанном цикле. Если отжигать на всю катушку, этацифра заметно уменьшится. Зарядка полностью разряженной батареи от домашнейэлектросети 220 В занимает 6–8 часов. Если подключиться к высоковольтномуисточнику энергии на специальной заправочной станции, это время сокращается до2,5 часа.

Еслипредположить, что каждый вечер автомобиль будет возвращаться ночевать в теплыйгараж, то хлопот со спорткаром будет не больше, чем с мобильным телефоном. Авот как быть, если на улице лютый российский мороз, а батарея работает притемпературе не ниже –10°С? «Пока машина подключена к электросети, батареябудет готова к поездке,– говорит специалист по высоковольтнымсистемам Audi Даниэль Андре.– После полной зарядки аккумулятораэлектричество тратится на поддержание температуры в машине, комфортной и длябатареи, и для водителя». Как же быть, если автомобиль нужно «завести нахолодную»? Эту проблему инженерам Audi еще предстоит решить.

Повозитьсяпридется и с драйверскими настройками. Все, кому довелось сесть за руль R8e-tron, отмечали, что примерно до 80 км/ч спорткар категорически не хочетразгоняться. И лишь затем недвусмысленно вжимает водителя в спинку кресла,заставляя поверить: силенок у электромобиля хоть отбавляй. В любом случае R8e-tron – вовсе не действующий макет. К концу 2012 года Audi планирует запуститьего в продажу ограниченной серией.

Тепличнаякультура

В шоу-румемаленький хетчбэк Audi A1 e-tron теряется на фоне супергероя R8. Зато схемаэнергетического тракта скромника вызывает не меньший ажиотаж, чем картинаПикассо. Единственный электромотор пиковой мощностью 102 л.с. приводит здесьпередние колеса. Заряда T-образной литий-ионной батареи емкостью 12 кВтчавтомобилю хватает на 50 км пробега. По статистическим данным немцев,большинству пользователей этого вполне достаточно для ежедневных поездок издома на работу и обратно.

Пожалуй, ужителей Южного Бутова, работающих в центре Москвы, могли бы возникнутьвозражения на сей счет. Зато и заряжается A1 быстро. Для полной зарядки батареиот домашней розетки нужно около трех часов, а от высоковольтной сети 380Вмашина «заправляется» менее чем за час. Пожалуй, на таких условиях лично я былбы готов пользоваться специальными заправками даже в середине пути – приусловии, что на них варят хороший кофе.

Самоеинтересное у A1 – под полом багажника. Там расположился так называемый RangeExtender, или удлинитель пробега. Это односекционный роторно-поршневойдвигатель объемом 254 см3 в комплекте с 15-киловаттным генератором. Принеобходимости бесшумная энергетическая установка запускается и, вращаясьсо скоростью 5000 об/мин (наиболее эффективный режим РПД), подзаряжает батарею.Весь Range Extender, включая двигатель, генератор, управляющую электронику,выпускной тракт и даже шумоизоляцию, весит всего 65 кг. При емкости топливногобака всего 12 л система обеспечивает автомобилю пробег до 250 км. Расходтоплива в смешанном цикле при этом составляет 1,9 л на 100 км.

Будемчестны: 250 км пробега– это далеко не 500 «бензиновых», а три часа урозетки – не три минуты у бензоколонки. Стремясь примирить будущихвладельцев с экологическими неудобствами, специалисты Audi придумали целуюсистему отношений автомобиля с хозяином. Она основана на постоянномподключении машины к интернету. Находясь на любом расстоянии от авто, вы можетезагрузить терминал управления на iPhone (разумеется, серийный автомобиль будетподдерживать и другие мобильные платформы). Здесь вы увидите информацию окоординатах машины, ее техническом состоянии, уровне заряда батареи, запасехода. При желании вы сможете даже проверить уровень жидкости в бачке омывателяили открыть окна. Но главное, вам предстоит сообщить автомобилю, когдаи куда вы собираетесь совершить ближайшую поездку.

Получив «заказ»,e-tron рассчитает маршрут движения, принимая во внимание следующие моменты:города и жилые зоны на пути, в которых следует двигаться исключительно наэлектротяге (инженеры Audi рассчитывают, что в скором времени обладателиавтомобилей с нулевыми выбросами получат серьезные законодательные преимуществав городе); протяженные спуски, на которых можно будет подзарядить батарею спомощью рекуперации; подъемы, на преодоление которых потребуется большеэнергии; заправки, где можно будет пополнить бак Range Extender. Получив всюэту информацию с карт Google, автомобиль рассчитает, как именно ему расходоватьэнергию, чтобы преодолеть дистанцию в максимально экономичном режимеи быть готовым к непредвиденным ситуациям. А заодно прогреет салонк назначенному времени.

Ретардер вобмен на коробку

А каковоездить на Audi A1 e-tron? По собственным впечатлениям рискну предположить, чтоводителю, пересевшему на электромобиль, практически не придется менять своихпривычек. А вот вернувшись обратно в бензиновую машину, придется вновьпривыкать к переключениям коробки передач, недовольному ворчанию мотора наразгоне, вздрагиванию при запуске двигателя. Бесшумный и простой электромобильочень удобен в городе. А с точки зрения динамики он не отстает от своих бензиновыхбратьев – разгон до сотни занимает 10,2 с.

Былолюбопытно обнаружить на априори «бесступенчатом» электромобиле подрулевые «лепестки».Здесь они управляют степенью рекуперации со значениями от нyля (при отпусканиипедали газа электродвигатель полностью отключается) до пяти (на двигательподается большая электрическая нагрузка, и он интенсивно заряжает батарею,тормозя автомобиль). Поначалу мы никак не могли ответить сами себе на вопрос:неужели это настолько важный параметр, что его нужно выносить на подрулевыелепестки? Почему степень рекуперации не может определить автоматика?

Представьтесебе, что вы едете по дороге с нулевым уклоном. Наиболее выгодная стратегия вданном случае – катиться по инерции. Если начать «тормозить двигателем»,запасая энергию, то вскоре придется вновь нажать на газ и потратить еще больше.При езде с горки у водителя появляется выбор: ехать быстрее или «тормозитьдвигателем», заряжая батарею. Интенсивность рекуперации будет зависеть открутизны спуска и желаемой скорости. Никто, кроме водителя, не может принятьэто решение. Похожий орган управления – ретардер, или «тормоз-замедлитель», –можно увидеть на грузовиках и автобусах, эксплуатируемых в горной местности.

Летом первые A1 e-tron появятся на улицах Мюнхена врамках совместного проекта Audi с энергетической компанией E.ON,Мюнхенским технологическим университетом и коммунальными службами баварскойстолицы. Одновременно с ними в городе откроется 200 специальныхэлектрических заправок. Пожалуй, это весомый аргумент в пользу того, чтоэлектромобили – это не диетические игрушки для позеров и не высокотехнологичныйпиар автопроизводителей, а вполне реальная перспектива ближайшего будущего.