Home Автомобили и Автотехника Автотехника МОМЕНТ ПОД РАЗДАЧУ: ПРИВОД ПРИВОДУ РОЗНЬ
МОМЕНТ ПОД РАЗДАЧУ: ПРИВОД ПРИВОДУ РОЗНЬ PDF Печать E-mail
Изначально трансмиссия 4х4 была отличительной чертой настоящих внедорожников вроде Jeep Wrangler - иконы экстремальных путешествий. А сегодня 4WD можно встретить даже на легковых автомобилях. Но мало кто знает, что конструкция полного привода меняется в зависимости от назначения машины




Система межосевого и межколесных дифференциалов позволяет каждому колесу проходить свой путь без проскальзываний и потери тяги

Система межосевого и межколесных дифференциалов позволяет каждому колесу проходить свой путь без проскальзываний и потери тяги

Полноприводная трансмиссия появилась практически одновременно с первыми автомобилями. В 1893 году жители европейских городов еще только привыкали к самобеглым экипажам, а английский изобретатель и инженер Брама Джозеф Диплок уже запатентовал паровой локомобиль с трансмиссией 4х4 и даже построил один экземпляр. У электромобиля Фердинанда Порше (1900) в каждое колесо был вмонтирован индивидуальный электромотор. Первым традиционным автомобилем с трансмиссией 4х4 можно считать гоночный Spyker 60 HP 1903 года. Вторая мировая война сделала полный привод популярным. Легендарный внедорожник Willys, который мог передвигаться даже там, где порой сложно пройти человеку, сразу приглянулся не только военным, но и обычным автолюбителям. Поэтому еще до окончания войны, в 1944 году, начались испытания Jeep CJ-2 - гражданской версии армейского вездехода и первого по-настоящему массового внедорожника.

Длятяжелых условий

Долгоевремя развитие полноприводных трансмиссий определялось решениями, заложенными вJeep CJ и его преемник Wrangler. В обычных условиях такие автомобилизаднеприводные. Передний мост можно задействовать только на скользкой дорогеили бездорожье. Для этого обычно достаточно передвинуть рычаг в салоне илинажать специальную кнопку. Подобная конструкция получила название part-time,или подключаемый полный привод. В раздатке part-time нет межосевогодифференциала, передняя ось жестко соединяется с двигателем. Но на поворотахили при проезде неровностей передние и задние колеса проходят разный путь, азначит, должны вращаться с разными скоростями. Отчасти отсутствие дифференциалакомпенсируется проскальзыванием шин, но при этом они очень быстро изнашиваются,возрастают нагрузки на трансмиссию, нарушается устойчивость автомобиля. Поэтомуавтопроизводители рекомендуют использовать полный привод только тогда, когда ондействительно необходим, в особенности на скользком покрытии.

Схемаpart-time проста и надежна. В сочетании с понижающей передачей она обеспечиваетотличную проходимость. К примеру, трансмиссия Rock-Trac, серийноустанавливаемая на Jeep Wrangler Rubicon, позволяет увеличить тягу на колесах вчетыре раза, настолько же снизив скорость их вращения, чтобы практически «ползком»преодолевать самые трудные препятствия.

Part-timeобычно используется на утилитарных вездеходах, для которых умение преодолеватьпрепятствия важнее устойчивости на твердой дороге. Но несмотря на ограниченноеиспользование схемы part-time, она постоянно совершенствуется. В частности,трансмиссия Command-TracI внедорожника Jeep Wrangler позволяет подключатьпередний мост прямо в движении на скорости до 88 км/ч, избавляя водителя отнеобходимости останавливаться перед тяжелым участком пути. Более того, дажепонижающую передачу можно включить, не останавливаясь, а лишь снизив скоростьдо 3–5 км/ч.

Дальнейшееразвитие схема part-time получила с появлением электронного управления. В этомслучае электроника оценивает состояние дорожного покрытия и при необходимостисамостоятельно подключает передний мост. По такой схеме, например, работаетсистема Selec-Trac II, которая используется на внедорожнике Jeep Cherokee.

Всегдаготов

Полностьюиспользовать преимущества полного привода на любой дороге позволяет схемаfull-time с межосевым дифференциалом. В этом случае крутящий момент двигателяпостоянно передается на все колеса, азначит, машина становится устойчивееипроще в управлении. Эта схема универсальна– она используетсякак на внедорожниках, так и на легковых автомобилях. Впервые она появиласьв1980 году на модели Eagle американской компании AMC (чуть позже онавошла в состав концерна Chrysler).

Однакодифференциал в раздаточной коробке снижает проходимость– достаточноодному колесу потерять сцепление с дорогой, и машина не сдвинется с места.Поэтому автопроизводителям приходится усложнять трансмиссию, предусматриваямеханизм блокировки дифференциала.

Он может быть механическим, как у Land RoverDefender или «Нивы», или автоматическим, что значительно удобнее. В этом случаеблокировка, когда в ней возникнет потребность, задействуется самостоятельно,без участия водителя. По такой схеме, к примеру, работает трансмиссияQuadra-Drive II внедорожника Jeep Grand Cherokee.

Потребованию

Сегоднябольшая часть полноприводных автомобилей лишь изредка съезжает с асфальта напроселок. Им не нужна традиционная полноприводная трансмиссия – тяжелая,громоздкая идорогая. Так появились кроссоверы, у которых крутящий моментна заднюю ось, как правило, передается через специальную многодисковую муфту.Под контролем электроники (она оценивает скорость автомобиля, ускорение, уголповорота колес, степень их пробуксовки и т.д.) диски могут сжиматься иразжиматься, изменяя долю тяги, приходящуюся на задние колеса. На сухой дорогеона обычно не превышает 5%, но как только передние колеса начнутпроскальзывать, избыток крутящего момента практически мгновенно перейдет назаднюю ось. Кроме того, для преодоления тяжелых участков пути у многих моделей(например, Jeep Compass, Jeep Liberty, Nissan X-Trail) предусмотренапринудительная блокировка межосевой муфты. Такая схема получила названиеtorque-on-demand, то есть «момент по требованию». Ее преимущества очевидны:машина становится легче, дешевле, экономичнее, проще вуправлении,аглавное – утакой трансмиссии широчайшие возможности настроек.

Так какая же схема полного приводалучше? У каждой трансмиссии есть свои плюсы. Любите экстремальные приключения?Выбирайте машину сподключаемым полным приводом. Вам нужен просторный икомфортабельный автомобиль, способный проехать там, где обычная легковушка непройдет? Присмотритесь к кроссоверам с автоматическим полным приводом. Ну асхема full-time (например, quadro-driveii от jeep) – это, пожалуй, золотаясередина.