Home Автомобили и Автотехника Автотехника ПОПУЛЯРНАЯ ФОРМУЛА: ТОРМОЗА
ПОПУЛЯРНАЯ ФОРМУЛА: ТОРМОЗА PDF Печать E-mail
О том, почему эффективные тормоза позволяют гоночному автомобилю ехать быстрее, вы прочитаете на следующем развороте. А этот посвящен устройству и работе тормозов автомобилей «Формулы-1»



Малое время прохождения кругов в «Формуле-1» во многом обеспечивается короткими тормозными путями. В самом жестком виде автогонок тормоза снижают скорость машины с 350 до 80 км/ч менее чем за 3,5 с, при этом тормозные колодки и диски подвергаются быстрому нагреву до 1000 C за секунду.

Малое время прохождения кругов в «Формуле-1» во многом обеспечивается короткими тормозными путями. В самом жестком виде автогонок тормоза снижают скорость машины с 350 до 80 км/ч менее чем за 3,5 с, при этом тормозные колодки и диски подвергаются быстрому нагреву до 1000 C за секунду.
Тормозные технологии «Формулы-1»

Тормозные технологии «Формулы-1»

Согласно техническому регламенту, в «Формуле-1» запрещено использование антиблокировочной системы тормозов. Суппорты тормозных механизмов должны быть изготовлены из алюминиевого сплава, поршней должно быть не более шести, колодок – не более двух на колесо. С начала 1990-х тормозные колодки и диски делают из высокотехнологичных углеродных композитов, которые гораздо легче стали, используемой в тормозах обычных автомобилей. Однако, в отличие от стальных, такие тормоза максимально эффективны в нагретом состоянии.

Нигде тормоза не изнашиваются так быстро, как в «Формуле-1» – тормозные диски и колодки меняют после каждой гонки. Машина здесь может затормозить с 200 км/ч до нуля за несколько секунд, при этом на водителя действуют силы, в несколько раз превышающие его вес. А поскольку тормоза превращают кинетическую энергию автомобиля в тепловую, тормозные диски в «Формуле-1» нагреваются до 10000C за секунды. Тормоза автомобиля «Формулы-1» эффективны в определенном диапазоне температур, и перегрев их – серьезная проблема.

Поэтому здесь используются не только вентилируемые тормозные диски (имеющие специальные каналы для охлаждения воздухом), но и дефлекторы, направляющие встречный поток воздуха к тормозам.

Важную роль в процессе торможения играют шины. Начиная с 1998 года FIA требует использовать шины с канавками, а их поверхность контакта с дорогой (собственно, определяющая тормозную динамику) на 20% меньше, чем у гладких шин без рисунка (сликов), которые использовались раньше. Уменьшая сцепление с дорогой, FIA надеялась уменьшить скорость в поворотах и увеличить длину тормозного пути. Но изготовители шин – Bridgestone и Michelin – обошли эту проблему, используя новые составы резины. Они создали более мягкие шины, которые обеспечивают лучшее сцепление с дорогой и, соответственно, позволяют ехать с более высокой скоростью. Но и изнашиваются очень быстро.

Тормозные характеристики машин можно улучшить настройкой аэродинамики. Антикрылья, устанавливаемые на гоночных автомобилях, обеспечивают большую аэродинамическую силу, прижимающую машину к дороге. Это позволяет поддерживать более высокую скорость в поворотах и уменьшить длину тормозного пути. Однако здесь уже придется вспомнить и о мощности двигателя. Ведь чтобы прижимная сила стала больше, антикрылья нужно устанавливать под большим углом. Но чем круче установлены антикрылья, тем больше сопротивление воздуха, а значит, на прямых участках более быстрыми будут машины с более мощными двигателями.