Home Автомобили и Автотехника Автотехника ВОЖДЕНИЕ ВСЛЕПУЮ: ГИБРИД
ВОЖДЕНИЕ ВСЛЕПУЮ: ГИБРИД PDF Печать E-mail
«Популярная механика» посетила европейский исследовательский центр Ford в немецком городе Аахен, где разработчики показали, на чем нам предстоит ездить завтра… а также поделились своим мнением о том, как будут управляться автомобили будущего






Схема датчиков контроля окружающей обстановки Ford Focus IIIНовый Ford Focus способен контролировать окружающее пространство во время крейсерского движения (радар круиз-контроля, радары системы BLIS, камеры системы следования в полосе движения), в пробке (лидар системы автоматического торможения Active City Stop) и при парковке (ультразвуковые датчики систем помощи при парковке и автоматической парковки). Количеству рубежей «обороны» может позавидовать иной военный объект!

Схема датчиков контроля окружающей обстановки Ford Focus III
Новый Ford Focus способен контролировать окружающее пространство во время крейсерского движения (радар круиз-контроля, радары системы BLIS, камеры системы следования в полосе движения), в пробке (лидар системы автоматического торможения Active City Stop) и при парковке (ультразвуковые датчики систем помощи при парковке и автоматической парковки). Количеству рубежей «обороны» может позавидовать иной военный объект!

«Главное– не нажимайте на тормоз!» – говоритмне в качестве напутствия менеджер посвязям с общественностью европейскогоотделения компании Ford Джей Уорд. Я сажусьв новый Ford Focus, включаю передачу и разгоняюсьдо 30 км/ч. Прямо в стену, наскоровоздвигнутую на стоянке европейскогоисследовательского центра компанииFord в Аахене. И хотя я знаю, что стенкасделана из мягкого полиуретана, чувствуюсебя очень неуютно. Правая нога дергаетсяв поисках тормоза (все-таки водительскиерефлексы дают о себе знать!), но инструкторна правом сидении, почувствовав мойпорыв, еще раз предупреждает: «Нетормозить!». Стенка все ближе. Удар! –меня и пассажира бросает на ремни, иавтомобиль останавливается… в 50 см отстенки. Двигатель заглушен, мигает«аварийка», и на дисплее водителя горитнадпись о том, что сработала системаавтоматического торможения Active City Stop.«Хотите еще раз? – спрашивает инструктор.– Рекомендую попробовать с закрытымиглазами, незабываемые ощущения!»

Рубежиобороны

Системыактивной безопасности, подобные ActiveCity Stop, не новинка в автомобильном мире.Ранее их уже ставили в автомобиляхбизнес-класса (тех же Mercedes S-Class). ОднакоFord гордится тем, что впервые в историитакие системы будут стоять на действительномассовых автомобилях. Кроме того,автоматическое торможение – далеко неединственная система активнойбезопасности и помощи водителю, которойбудет оснащаться новый Ford Focus. Количествурадаров, лидаров, камер и других датчиковв этой машине может позавидовать инаясистема противоракетной обороны. Судитесами: радар переднего обзора, предоставляющийинформацию адаптивному круиз-контролюи системе автоматического торможения,два радара заднего обзора, сообщающиеводителю о наличии объектов в слепыхзонах боковых зеркал (BLIS – Blind SpotInformation System), камера заднего обзора, четырепередних и четыре задних ультразвуковыхдатчика системы помощи при парковке,два боковых ультразвуковых датчика дляактивной системы автоматическойпараллельной парковки, трехлучевойлидар (лазерный радар/дальномер) системыавтоматического торможения Active City Stopпод лобовым стеклом и, наконец, камерасистемы распознавания дорожных знаков,отслеживания полосы движения ипредупреждения об усталости водителя.Такое количество систем активнойбезопасности и помощи водителю рано илипоздно должно перейти в новое качество.А это означает, что постепенно будетменяться сама концепция дорожногодвижения.

Поехали!

Вопрос,когда же я смогу выйти из дома, сесть вмашину (на пассажирское сиденье) исказать компьютеру: «Мне в офис!», давноне дает мне покоя. «Собственно, сказатьэто вы можете уже сейчас, – смеется Пимван дер Ягт, руководитель подразделенияGlobal Vehicle Dynamics, Driver Assistance & Active SafetySystems компании Ford, которое занимаетсяразработкой всех систем активнойбезопасности и помощи водителю. – А вотсо второй частью вашего пожелания покане все так просто. С технической точкизрения мы уже сейчас можем реализоватьмногие аспекты вождения. И реализуем.Автомобили уже умеют самостоятельнотормозить до полной остановки приобнаружении препятствий, соблюдатьпостоянную дистанцию до впередиидущеймашины, придерживаться полосы движения.Однако существуют техническиеограничения. На закрытых трассах, гдеможно полностью контролировать окружающуюобстановку, автоматическое вождениереализовать довольно легко. А вот надороге общего пользования эта задачастановится намного более сложной. Темне менее некоторые моменты самогообычного городского движения вполнеможно автоматизировать, и мы работаемнад этим. Например, не исключено, чтомашины следующего поколения будут иметьвозможность автоматического движенияв пробке с небольшими скоростями, когдаавтомобиль просто следует за впередиидущеймашиной. Я слышал, что в Москве постоянныепробки, как вы думаете, такая опция будеточень востребованной?»

Ноотслеживать движущиеся машины – этодалеко не главная проблема автоматическихсистем. Гораздо сложнее увидеть, какэто ни странно, неподвижные объекты:столбы, заграждения, деревья (они, вотличие от автомобилей, не снабженысветовозвращающими вставками, а именноих видит, скажем, лидар системыавтоматического торможения). А наибольшуюпроблему, по словам Пима ван дер Ягта,для автоматических систем автомобиляпредставляют пешеходы: «Их поведениена дороге может быть совершеннонепредсказуемым, в отличие от движенияавтомобилей, на них не реагируютсовременные радары, лидары и камеры.Тем не менее уже существуют системы,способные обнаруживать пешеходов, хотяи с вероятностью около 80–90%. Но в любомслучае это лучше, чем ничего».

Революцияи эволюция

Какимиже будут машины в ближайшие 10–20 лет?«Вряд ли полностью автономными, –считает Пим ван дер Ягт. – Для полнойавтономности автомобиль необходимооснастить слишком сложной и мощнойэлектроникой, создать трехмерные картыместности с сантиметровой детализацией.Централизованное управление, требующееспециальной инфраструктуры, тожевыглядит не слишком многообещающим,хотя и возможным – для автоматическиуправляемых машин было бы желательно,например, создать специальные полосыдвижения. Будущее, скорее всего, зараспределенными системами, которыевозьмут все лучшее от каждого из этихподходов. Уже сейчас автомобили могутв определенных условиях автоматическиследовать по заданному маршруту –скажем, с адаптивным круиз-контролем исистемой следования в полосе. Оснащениебольшинства автомобилей такими системами –первый шаг к более безопасному движению(и увеличению пропускной способностидорог за счет уменьшения дистанциимежду машинами), а второй шаг мы сделаем,когда автомобили начнут общаться междусобой. Тогда ваша машина сможетпредупредить автомобиль сзади о возникшемвпереди препятствии и намерении тормозить,а машина, следующая по Т-образномуперекрестку, сообщить подъезжающим сдругих направлений о своем приближении.Когда процент таких автомобилей превыситопределенный порог, мы увидим переходв новое качество – резкое сокращениеаварийности».

Ноэто, как замечает Пим ван дер Ягт, покабудущее. А в ближайшее время революцийне предвидится – только плавная, хотяи довольно быстрая эволюция. Будутрасширяться диапазоны работы ужесуществующих систем – скажем,автоматическое торможение сможетпредотвращать столкновения с неожиданновозникшими препятствиями на скоростяхне до 30, а до 60 км/ч, радарный круиз-контрольнаучится тормозить с ускорением не 0,3,а 0,7g. Радары и камеры начнут видетьпешеходов и столбы. Автоматика сможетвести машину во все большем количествеситуаций… пока этот показатель недостигнет 100%.

Толькокофе не варит

Повлияетли возросшая «самостоятельность»автомобилей на навыки водителей? «Да,разумеется! – считает Пим ван дер Ягт.– Но думаю, что должно смениться одно-двапоколения водителей, чтобы это сталозаметно. Сравните, какими навыкамидолжен был владеть водитель в начале XXвека и какие достаточны сейчас. С другойстороны, всегда останутся люди, которымнравится водить машину в ручном режиме.Но, возможно, в будущем они смогут делатьэто только на специальных трассах. Хотяя лично считаю, что опытный водитель,отдохнувший и внимательный, способенвести автомобиль лучше любой автоматики.Проблема только в том, что он человек,то есть устает и отвлекается, хуже видитв плохих погодных условиях. А автоматикавсегда работает одинаково. Кстати,в новом Ford Focus мы пытаемся преодолетьтакое ограничение: система анализируетдвижение по полосе и, если видит, чтомашину «водит» из стороны в сторону,делает вывод, что водитель устал, подаетзвуковой сигнал и советует водителювыпить кофе. Вот только варить кофеновый Focus мы пока не научили».