Home Автомобили и Автотехника Автотехника РУЛЬ-КОМАНДИР: ОСЯЗАЕМЫЕ ПОДСКАЗКИ
РУЛЬ-КОМАНДИР: ОСЯЗАЕМЫЕ ПОДСКАЗКИ PDF Печать E-mail
Следить за дорогой, за пешеходами, за знаками и другими автомобилями, поглядывать на панель приборов – и, конечно, на навигатор… Не слишком ли много нагрузки на зрение водителя? Инженеры предлагают разгрузить их, передавая часть информации прямо на рулевое колесо – для осязания.








Простейший вариант использования – за счет руля дублировать указания навигационной системы для поворотов направо (по рулю пробегает осязаемая волна по часовой стрелке) и налево (против часовой стрелки). И такая система не только разрабатывается, но и испытывается инженером Сенцзюнь Кимом (SeungJun Kim) и его коллегами.
В предложенном ими прототипе в рулевое колесо интегрированы 20 миниатюрных актюаторов, способных срабатывать и вибрировать независимо друг от друга, в любом порядке и с разной интенсивностью. Вот только насколько это полезно? Авторы решили сами проверить свое изобретение в деле.
Тестирование проходило, конечно, пока не в реальных условиях дороги, а с помощью компьютерного симулятора. Участники – 16 молодых водителей в возрасте от 16 до 36 лет и 17 пожилых, старше 65-ти, должны были преодолеть виртуальную трассу, включавшую набор обычных дорожных препятствий и ситуаций. В процессе ученые постоянно отслеживали характерные признаки уровня активности: интенсивность электрической деятельности мозга, частота сердцебиений и моргания, размеры зрачка и проч.
Эксперимент показал, что при использовании комбинации звуковых и тактильных указаний (то есть с отключенным экраном навигатора) участники реже съезжают с виртуальной трассы: на 9% молодые, и на 4% - пожилые водители. Однако если добавить и привычные зрительные указания, результат у разных групп получается разным: молодые водители еще более снизили число ошибок, а вот для пожилых эффект вообще никак не проявился.
Авторы полагают, что наблюдаемые результаты связаны с естественной склонностью молодых людей активно использовать зрительную информацию, тогда как пожилые более экономно распределяют ресурсы и для указаний больше ориентируются на голосовые подсказки навигатора. Так что, пожалуй, разработчикам стоит ориентироваться не столько на создание тактильных систем, сколько на адаптацию зрительных и звуковых под возрастные и иные особенности людей.
По пресс-релизу Carnegie Mellon University