КАК В ТАНКЕ: БРОНЯ PDF Печать E-mail
ЖителиДрездена с удивлением смотрели на мужчинв джинсах и пестрых рубашках, рассаживающихсяпо черным бронированным седанам. Нет,это был не съезд русской мафии – немецкиеавтомобилестроители решилипродемонстрировать новое поколениесвоих машин Audi A8 L Security.




Легкий скелетГордость разработчиков – облегченный алюминиевый кузов A8 L, выполненный по фирменной технологии ASF (Audi Space Frame). Он же лежит в основе и защищенной версии A8 L Security – разумеется, с установленными на него элементами усиления и бронирования. В результате защищенный вариант Audi является самой легкой машиной в своем классе и внешне почти неотличим от обычной версии

Легкий скелет
Гордость разработчиков – облегченный алюминиевый кузов A8 L, выполненный по фирменной технологии ASF (Audi Space Frame). Он же лежит в основе и защищенной версии A8 L Security – разумеется, с установленными на него элементами усиления и бронирования. В результате защищенный вариант Audi является самой легкой машиной в своем классе и внешне почти неотличим от обычной версии
Постоянный полныйAudi A8 L Security – единственный автомобиль в своем классе, оснащенный постоянным полным приводом quattro с распределением тяговых усилий при нормальном движении как 60/40 (задняя/передняя ось). Сам привод практически стандартный, но некоторые элементы ходовой части пришлось создавать специально для машины такой большой массы – в первую очередь новую пневмоподвеску и тормозную систему с увеличенными тормозными дисками (на иллюстрации эти элементы выделены цветом)

Постоянный полный
Audi A8 L Security – единственный автомобиль в своем классе, оснащенный постоянным полным приводом quattro с распределением тяговых усилий при нормальном движении как 60/40 (задняя/передняя ось). Сам привод практически стандартный, но некоторые элементы ходовой части пришлось создавать специально для машины такой большой массы – в первую очередь новую пневмоподвеску и тормозную систему с увеличенными тормозными дисками (на иллюстрации эти элементы выделены цветом)
Прикрыть спинуСо стороны багажника спину пассажиров прикрывают толстые панели из керамики с защитой по классу VR10 (выдерживают пулю из снайперской винтовки Драгунова). За ними расположен защищенный отсек с резервной батареей, коммуникационным модулем и запасом воздуха в баллонах на случай пожара или газовой атаки

Прикрыть спину
Со стороны багажника спину пассажиров прикрывают толстые панели из керамики с защитой по классу VR10 (выдерживают пулю из снайперской винтовки Драгунова). За ними расположен защищенный отсек с резервной батареей, коммуникационным модулем и запасом воздуха в баллонах на случай пожара или газовой атаки
Вид из окнаВ Audi A8 L Security применяются пулестойкие многослойные оконные панели из специального стекла и поликарбоната толщиной 50 мм. Общая масса остекления автомобиля – около 300 кг. Боковое стекло в двери весит около 40 кг, так что для его опускания и подъема требуется мощный стеклоподъемник

Вид из окна
В Audi A8 L Security применяются пулестойкие многослойные оконные панели из специального стекла и поликарбоната толщиной 50 мм. Общая масса остекления автомобиля – около 300 кг. Боковое стекло в двери весит около 40 кг, так что для его опускания и подъема требуется мощный стеклоподъемник
На том стоимДля защиты от взрывных устройств, расположенных под днищем автомобиля, используется противовзрывная и противоосколочная броня из специального алюминиевого сплава. Помимо прочего, эта броня немагнитная, что делает невозможным прикрепление магнитных мин к днищу автомобиля

На том стоим
Для защиты от взрывных устройств, расположенных под днищем автомобиля, используется противовзрывная и противоосколочная броня из специального алюминиевого сплава. Помимо прочего, эта броня немагнитная, что делает невозможным прикрепление магнитных мин к днищу автомобиля
Круглое катитьВнутри шин с системой Michelin PAX расположен полужесткий элемент, позволяющий продолжать контролируемое движение даже при полной потере давления в шинах на скоростях до 80 км/ч. Специальная система контролирует давление в шинах и информирует водителя о его изменении

Круглое катить
Внутри шин с системой Michelin PAX расположен полужесткий элемент, позволяющий продолжать контролируемое движение даже при полной потере давления в шинах на скоростях до 80 км/ч. Специальная система контролирует давление в шинах и информирует водителя о его изменении
Почти как сейфДверь с элементами усиления, стальной броней и арамидным противоосколочным слоем снабжена бронированным стеклом и весит более 100 кг. Для облегчения ее открывания предусмотрен специальный механизм подпора и доводки, он же позволяет удерживать дверь в любом открытом положении

Почти как сейф
Дверь с элементами усиления, стальной броней и арамидным противоосколочным слоем снабжена бронированным стеклом и весит более 100 кг. Для облегчения ее открывания предусмотрен специальный механизм подпора и доводки, он же позволяет удерживать дверь в любом открытом положении
Звоните 01В багажнике расположена система пожаротушения, распыляющая в случае возгорания огнегасящий состав на бензобак, в моторный отсек, колесные арки и под днище. Система срабатывает либо полностью автоматически по сигналу датчиков температуры, либо вручную при нажатии на кнопку включения в салоне

Звоните 01
В багажнике расположена система пожаротушения, распыляющая в случае возгорания огнегасящий состав на бензобак, в моторный отсек, колесные арки и под днище. Система срабатывает либо полностью автоматически по сигналу датчиков температуры, либо вручную при нажатии на кнопку включения в салоне
353 винтикаУсиление алюминиевой рамы стальной броней – достаточно сложная задача. Элементы должны быть прочно соединены, но электрически изолированы, чтобы не создавать гальваническую пару, подверженную коррозии. В A8 L Security для этого используются 353 резьбовых соединения, причем качество каждого тщательно контролируется

353 винтика
Усиление алюминиевой рамы стальной броней – достаточно сложная задача. Элементы должны быть прочно соединены, но электрически изолированы, чтобы не создавать гальваническую пару, подверженную коррозии. В A8 L Security для этого используются 353 резьбовых соединения, причем качество каждого тщательно контролируется

Машинаплавно выворачивает на прямую, в концекоторой стоит мигающий «аварийкой»автомобиль. Наш водитель недовольносигналит – мол, нашел где встать! –а владелец сломанной машины, вынырнувиз-под открытого капота, виноватоулыбается и разводит руками. После тогокак наш автомобиль плавно тормозити останавливается, события развиваютсяочень быстро: у владельца стоящей машинывместо гаечного ключа в руках оказываетсяпистолет, но, прежде чем он нажимает накурок, водитель командует: «Головывниз!», делает короткое движение рукой,переключая селектор КПП на задний ход,и вдавливает педаль акселератора доотказа. Когда менее чем через две секундыводитель поворачивает руль и, не отпускаяакселератор, одновременно переводитселектор в положение «D», опомнившиесяот эффектного «полицейского разворота»пассажиры осознают, что угроза осталасьдалеко позади. На самом деле опасность,конечно, была лишь потенциальная, нонаш водитель Роб Кунст, эксперт повождению бронированных машин и инструкторшколы Audi Driving Experience, действовал точнотак же, как и в случае реальной угрозы,чтобы показать все возможности новогобронированного удлиненного седана AudiA8 L Security – явные и не очень.

Волкв овечьей шкуре

Воснове машины лежит серийный алюминиевыйкузов A8 L, собранный с использованиемтехнологии Audi Space Frame (ASF) на заводекомпании в Неккарзульме. Такая унификациястала реальной благодаря тому, чторазработчики семейства A8 изначальноучитывали возможность созданиябронированной версии. Серийный алюминиевыйкузов отправляется в специальный цехна модификацию, которая занимает около450 рабочих часов. За это время он, какскелет мышцами, обрастает броней –алюминиевой, стальной, керамической иарамидной. Листы брони скрепляютсявнахлест, так что никаких слабых меств бронировании не остается.

Разныечасти автомобиля защищены по-разному,поскольку каждый тип брони предназначендля защиты от определенных угроз. «Листыброневой стали с керамическими иарамидными элементами, прикрывающиесалон с боков и сверху, хорошо защищаютот пуль и осколков взрывных устройств,– объясняет «Популярной механике»технический руководитель проектабронированных автомобилей Audi Ханс Шаде.– Алюминиевые пороги снабжены усиленнымистальными профилями, а днище и крыша –вязкой алюминиевой броней. Основнаязадача этих элементов – защита отударной волны и осколков, поскольку,скажем, риск выстрела снизу существенноменьше, чем атака с помощью размещенногопод днищем взрывного устройства. А вотдля багажника ситуация обратная –выстрел из мощной винтовки вслед машиненамного более вероятен, чем бросокгранаты. Поэтому сзади салон защищензакрепленными в алюминиевом каркасекерамическими пластинами, рассчитаннымина противостояние высокоскоростнымпулям с твердосплавным сердечником,например из СВД».

Врезультате модификации автомобиль,оснащенный 720-киллограммовой броней,выдерживает обстрел из современногоавтоматического оружия и по пулестойкостиудовлетворяет требованиям стандартаBRV 2009, Bullet Resistant Vehicles, по классу VR7 (некоторыеэлементы, защищенные стальной икерамической броней,– VR8, VR9 и VR10), апо взрывостойкости – требованиямстандарта ERV 2010, Explosion Resistant Vehicles(выдерживает взрывы ручных гранат).Более того, как рассказал Ханс Шаде,автомобиль также испытывался навзрывостойкость в значительно болеежестких, чем предписано стандартом,условиях – со значительным (в несколькокилограммов) количеством взрывчатки,которую размещали в двух метрах отборта. Результаты были признаны вполнеудовлетворительными: датчики ускоренийпоказали, что манекены, находившиесявнутри машины во время испытаний, неподвергались серьезной опасности, небыло зафиксировано и критическогоповышения давления, опасного дляпассажиров.

Интересно,что при всем этом выглядит бронированнаяAudi A8 L Security почти как обычная A8 L, и выдаетее разве что чуть более широкая рамкастекол и кованные легкосплавные колеса,оснащенные системой Michelin PAX. Никакихдополнительных шильдиков – ведь машинане должна привлекать внимания, анезаметность, как считают разработчикиAudi, – это еще один рубеж защиты, пустьи небольшой.

Грузовики лимузин

Благодарятяжелому бронированию снаряженнаямасса Audi A8 L Security достигает 3700 кг, а этоведет к определенным последствиям.Например, водитель этой машины должениметь права категории «C», поскольку сточки зрения закона она фактическипредставляет собой грузовик (по словамРоба Кунста, в некоторых европейскихстранах для бронированных машин массойсвыше 3,5 т сделаны исключения, и ихотносят к «легковой» категории). А вотс точки зрения управления она малоотличается от обычной легковой машины,поскольку подвеска специально адаптированапод увеличенную массу, а самое главное– значительно усилены тормоза. Но, вотличие от спортивных машин, тормозныедиски у A8 L Security не керамические, астальные. Это решение может показатьсяконсервативным и даже отсталым, но насамом деле продиктовано требованиямибезопасности – тормоза даже посленескольких попаданий пуль и осколковдолжны хотя бы частично сохранятьработоспособность.

Несмотряна мощную броню, основным способомзащиты пассажиров A8 L Security являетсябыстрый уход с места нападения (вконце концов, это сугубо гражданскаяневооруженная машина). Для этогоавтомобиль оснащается фирменным500-сильным двигателем W12 с моментом в625 Нм, который с помощью 8-ступенчатойкоробки передач со специально подобраннымидля тяжелого автомобиля передаточнымисоотношениями подается на все четыреколеса. Да, разработчиками Audi есть чемгордиться – помимо того что это самыйлегкий автомобиль в своем классе, этоеще и единственный бронированный длинныйседан с полным приводом. А в критическойситуации, как говорит Роб Кунст, полныйпривод может оказаться вовсе не лишним:свернув с дороги, водитель получает ещеодин дополнительный шанс уйти с местанападения.

Почтикак в сейфе

ХотяAudi A8 L Security – настоящий броневик смаксимально возможным для гражданскихмашин уровнем защиты, создатели вовсене стали жертвовать уровнем комфортатех, кто будет ездить внутри – в первуюочередь, конечно, на задних сиденьях.Салон обтянут кожей, задние пассажирымогут вытянуть ноги и даже положить ихна специальную подставку, не говоря ужео том, что в качестве одной из опцийсалон может быть оснащен массажнымикреслами. Да, и самое важное – пассажирымогут самостоятельно открыть дверь!Звучит немного странно, но стоит учесть,что каждая дверь этого автомобилятяжелее обычной почти на 100 кг.Закрывать, открывать и удерживать ее влюбом заданном положении без лишнихусилий пассажиру помогает специальныйдоводчик. Ну а тяжелые (по 40 кг каждое)боковые стекла опускаются и поднимаютсяс помощью электропривода. Впрочем,как считают эксперты по безопасности,стеклоподъемники на бронированныхмашинах – один из самых страшных кошмаровдля телохранителей, вещь совершенноненужная и даже вредная. Но тут уж ничегоне поделаешь – даже самые охраняемыепассажиры любят открыть окно, чтобы«подышать свежим воздухом».

Насамом деле такой необходимости нет,поскольку за керамическими бронированнымидверцами в багажнике A8 L Security, в специальномзащищенном модуле находятся баллоны своздухом, способные даже в случае газовойатаки или пожара снаружи создать всалоне избыточное давление, чтобы недопустить проникновения внутрь дымаили ядовитых веществ. Пожар при этомможно легко погасить с помощью системыпожаротушения, распыляющей огнегасящийсостав под пол, в колесные арки, моторныйотсек и на поверхность топливного бака.Бак, кстати, протектирован, то естьпокрыт специальной оболочкой (протектором),которая при простреливании пулямизатягивается, предотвращая вытеканиеи потерю топлива (что часто приводит квозникновению пожара), а в качествеопции может быть бронирован (как иосновной аккумулятор).

Толстые(50 мм) стекла не нужно опускать, чтобыпоговорить со стоящими снаружи: автомобильоснащен отлично справляющейся со своейзадачей двухсторонней переговорнойсистемой, динамик которой расположенна радиаторной решетке. Ну а в случаесамой крайней ситуации предусмотрен иаварийный выход: при нажатии специальнойкнопки пиропатроны в петлях отсоединяютдвери от кузова, так что пассажируостается только легонько подтолкнутьдверь, чтобы она выпала наружу.

Безограничений

Каквсе современные автомобили, Audi A8 LSecurity плотно оснащен электроникой,облегчающей работу водителя и делающеймашину достаточно простой в управлении:от системы тепловидения, помогающейвести автомобиль ночью (а также облегчающейтруд телохранителей), до системы активнойбезопасности и курсовой устойчивости.Однако у защищенного автомобиля естьсвоя специфика. «Для телохранителейодин из самых опасных моментов – этопосадка и высадка охраняемых персон, –объясняет Роб Кунст. – В этот моментоткрыта как минимум одна дверь, и вобычных автомобилях система управлениядвигателем просто не позволит быстроразогнать машину с места – сработаетпредупреждающая система. Но разработчикиAudi при создании A8 L Security тщательно учлимнения экспертов в области безопасности,так что здесь блокировка отключена, аза безопасность подобных маневровполную ответственность несет водитель,имеющий специальную подготовку (дляобучения водителей таких автомобилейAudi проводит специальный курс). По этойже причине АКПП в этой машине не имеетблокировки, не позволяющей переключатьселектор между режимами D и R без нажатияна тормоз. Да, конечно, есть риск повредитьАКПП, ремонт которой будет совсем недешев. Но ведь жизнь дороже, не так ли?Зато благодаря отсутствию такихограничений A8 L Security способен беспрецедентнобыстро выполнять некоторые маневры –например, тот самый полицейский разворот,который я вам демонстрировал. Ведь вспорте доли секунды могут означатьразницу между победой и поражением, ав вопросах безопасности – границу междужизнью и смертью».