Home Автомобили и Автотехника Автотехника ТОЛЬКО БЕЗ НОГ: ТРИЦИКЛЫ
ТОЛЬКО БЕЗ НОГ: ТРИЦИКЛЫ PDF Печать E-mail
Мотоциклыдарят владельцам ни с чем не сравнимое чувство свободы, крутой вид «беспечногоездока» и индульгенцию в мире пробочной инквизиции. Только вот незадача: онинередко падают. Мы решили испытать три оригинальных трехколесных аппарата,которые обещали исправно возить нас и при этом не отдавить ноги.




BRP can-am spyderПередняя подвеска на двойных А-образных рычагах не наклоняется. Небольшой снос передней оси

BRP can-am spyder
Передняя подвеска на двойных А-образных рычагах не наклоняется. Небольшой снос передней оси
На классической мотоциклетной «змейке» большому Spyder явно тесно. Однако, несмотря на отсутствие выбора траектории, он не отстает от компактных наклоняющихся собратьев за счет мощного двигателя и системы стабилизации, которая помогает вложить в поворот максимум тяги и не сорваться в скольжение

На классической мотоциклетной «змейке» большому Spyder явно тесно. Однако, несмотря на отсутствие выбора траектории, он не отстает от компактных наклоняющихся собратьев за счет мощного двигателя и системы стабилизации, которая помогает вложить в поворот максимум тяги и не сорваться в скольжение
Piaggio mp3 250Передняя подвеска с наклоняющимися поворотными стойками, объединенными в параллелограмм. Характер наклона такой же, как и у обычного скутера

Piaggio mp3 250
Передняя подвеска с наклоняющимися поворотными стойками, объединенными в параллелограмм. Характер наклона такой же, как и у обычного скутера
Дня катания на MP3 вполне достаточно, чтобы наловчиться останавливать скутер в строго вертикальном положении и вовремя нажимать на рычаг блокировки. По городу вполне можно ездить «без ног». И все же при маневрировании на очень низких скоростях, в стесненных условиях и на скользкой дороге скутеристы нередко страхуют себя ногами. Увы, в таких ситуациях MP3 ничем не отличается от своих двухколесных собратьев.

Дня катания на MP3 вполне достаточно, чтобы наловчиться останавливать скутер в строго вертикальном положении и вовремя нажимать на рычаг блокировки. По городу вполне можно ездить «без ног». И все же при маневрировании на очень низких скоростях, в стесненных условиях и на скользкой дороге скутеристы нередко страхуют себя ногами. Увы, в таких ситуациях MP3 ничем не отличается от своих двухколесных собратьев.
Honda gyro canopyНаклоняющийся корпус и двухколесная задняя телега на шарнире. Чтобы колеса не изнашивались преждевременно, на задней оси есть полноценный дифференциал, а чтобы не растерять впустую крутящий момент крохотного 50-кубового моторчика на скользкой поверхности, применяется дифференциал повышенного трения. Два задних колеса всегда прикованы к асфальту

Honda gyro canopy
Наклоняющийся корпус и двухколесная задняя телега на шарнире. Чтобы колеса не изнашивались преждевременно, на задней оси есть полноценный дифференциал, а чтобы не растерять впустую крутящий момент крохотного 50-кубового моторчика на скользкой поверхности, применяется дифференциал повышенного трения. Два задних колеса всегда прикованы к асфальту

Мы давнохотели взять на тест Can-Am Spyder. Западная пресса окрестила этот аппарат«спасителем семьи», и вот почему: согласитесь, нередка ситуация, когда отецсемейства в погоне за мужественной мотоциклетной романтикой грезит о железномконе, а его супруга, руководствуясь несгибаемым женским прагматизмом, требуетотказаться от «никому не нужного риска» во имя семьи и угрожает «переехать кмаме». Spyder же полностью устраивает обе стороны: он позволяет испытать всепрелести мотопутешествий и в то же время выглядит настолько устойчивым, что невызывает опасений у второй половинки. К тому же для нее на туристическомтрицикле предусмотрен шикарный трон, сидеть на котором едва ли не удобнее, чемна водительском месте.

Чтобы«Спайдеру» было не скучно в дороге, мы раздобыли ему парочку трехколесныхприятелей – Piaggio MP3 и Honda Gyro Canopy. Раздобыли –в данном случае не красное словцо. Piaggio MP3, даже несмотря на наличиеофициального российского дилера, – весьма редкий зверь на наших дорогах.Мы попросили разрешения покататься на нем у счастливого обладателятрехколесника Александра Якушина. Бывший боец ВДВ, на лету осваивавший БМП,БРДМ, ПТУР и ЗРК, – таков современный любитель мотоэкзотики.

Что касаетсяHonda Gyro Canopy, то его в России официально не достать. Забавная схеманаклоняющегося мопеда с двухколесной тележкой вместо заднего колеса былазапатентована англичанином Джорджем Уоллесом в далеком 1966-м. Honda же,ведущая свою родословную с 1981 года, предназначена в основном для внутреннегояпонского рынка. Тем не менее проворные японские старички попадают к нам черезсерых дилеров и вовсю бороздят московские пробки.

Бывалый, нободрый скутер с крышей и багажником мы отыскали в магазине«Мото-Вело-Серпухов». К нему в гости, в город Серпухов, мы и отправились наCan-Am и Piaggio, чтобы выяснить, можно ли почувствовать себя «беспечнымездоком», не запачкав ног.

Не мышонка, не лягушку

Can-Am Spyder,в частности его туристическую версию RT, с чем только не сравнивали. Самисоздатели из канадской компании BRP называют машину родстером, хотяв привычном понимании это слово обозначает двухместный открытыйавтомобиль. Внешне аппарат очень сильно напоминает снегоход, а в профиль – дажегидроцикл (бренды Ski-Doo и Sea-Doo, равно как и BRP, относятся к компанииBombardier Recreational Products). По технике прохождения поворотову Spyder есть что-то общее с квадроциклом. Наконец, высокий руль с поворотнойручкой газа, широкое сиденье, шикарное пассажирское кресло, обилие багажныхкофров и масса в 400кг – все это указывает на главногоконкурента Spyder – большой туристический мотоцикл.

«Стоите?» –ехидничает скутерист, поравнявшийся с нами в пробке. Да, ширина роднитSpyder с автомобилем. Зато у нас есть музыка с автоматической регулировкойгромкости по мере нарастания скорости, док для iPod и арбузы в багажнике.Главная головная боль для водителя Spyder не пробки, а неожиданные препятствияна дороге. Кирпич, свалившийся с идущего впереди КамАЗа, мотоциклистобъедет, почти не меняя траектории, автомобилист пропустит меж колес,а трицикл… Если контакт неизбежен, препятствие лучше штурмовать менеенагруженным передним колесом – и тряхнет не так сильно, и риск повредитьпокрышку меньше.
На этомминусы «Спайдера» исчерпываются и начинаются сплошные плюсы. «Хорошосмеется тот, кто смеется последним», – приговаривали мы под дождиком, когданаши двухколесные собратья дружно перестроились в правый ряд и принялиськрадучись проходить повороты на малом газу. Для Spyder веселье тольконачиналось. Хотите тормозить в повороте на скользкой дороге (мотоциклистыистово крестятся)? Пожалуйста! Хотите пройти вираж эффектным «веером» с заносомзаднего колеса и визгом резины на всю улицу? Сколько угодно. Не успеет водительиспугаться, как электронная система стабилизации вернет машину на траекторию.

Вообщеэффектные старты – это по части «Спайдера». При выпрямленном руле электроникане вмешивается в процесс разгона до 50 км/ч. До этой отметки вы можете разгоняться,шлифуя асфальт и оглашая окрестности ревом литрового мотора. Двигатель настроендружелюбно: до 5000 оборотов он ведет себя мягко и покладисто, позволяя скольугодно грубо орудовать ручкой газа. Если же крутить мотор до отсечкив 10 000, характер аппарата меняется, и на арену выходят те самые100 «лошадей», способные разогнать машину до 100 км/ч за 5,6 с. Приэтом во всем диапазоне оборотов и на любых скоростях двигатель отличаетосновательный басовитый рокот, который способен дать только V-twin.

Техникапрохождения поворотов на Spyder радикально отличается от мотоциклетной.Заправить машину в вираж тяжелее, ведь для этого требуется не наклонитьаппарат, а повернуть руль. Помощь электроусилителя руля не снимает сводителя ответственности – ведь чтобы сохранять контроль над траекторией,необходимо чувствовать центробежную силу и точно оценивать степень сцепленияколес с дорогой.

Для водителяи пассажира Spyder задача минимум – не вылететь из седла в крутом вираже.Задача максимум – переместить вес тела так, чтобы противостоять разгрузкевнутреннего переднего колеса и максимально задействовать его сцепные свойства вповороте. В потенциале Spyder быстрее мотоцикла на дуге – ведь площадьконтакта с дорогой у него больше, а цена ошибки с траекториейили скоростью намного меньше.

В остальномтуристический Can-Am Spyder RT предельно прост в управлении. Маневры намалой скорости даются ему так же легко, как автомобилю. Секвентальная коробка сэлектронным управлением сама подтыкает пониженные передачи, водителю жеостается заботиться лишь о переключении вверх, выбирая обороты по настроению(погонять или плавно парить над трассой). Выбраться с парковки всегда поможетзадняя передача. За торможение отвечает единственная педаль под правой ногой, араспределением тормозных усилий занимается умная электроника.

Толстеннаяинструкция к Spyder предупреждает, что в силу небольших размеров трицикл менеезаметен для других участников движения, чем автомобиль. И это полнейшая ерунда!Садясь на Can-Am, вы как будто выходите на сцену. Каждый встречный так иноровит взять у вас интервью, а когда вы включаете поворотник, весь МКАДвстает: «Проезжайте, а мы посмотрим!» И, разумеется, выехав из центраМосквы на Spyder, можно запросто доехать до Серпухова, ни разу не коснувшисьногами земли.

Мгновениепокоя

Одноговзгляда на Piaggio MP3 достаточно, чтобы понять – перед нами шедевр техническоймысли. Поворотные стойки его передних колес и рулевой вал объединены двумяпоперечными рычагами в структуру параллелограмма на шарнирах. Они могутперемещаться относительно друг друга по вертикали, но всегда остаютсяпараллельными. Рулевое управление построено по автомобильной схеме с поперечнойрулевой тягой. Фактически это второй параллелограмм, перпендикулярный первому.В результате машина может наклоняться на любые углы, подобно обычному скутеру,при этом оба передних колеса постоянно находятся в контакте споверхностью.

Просматриваяинтернет-видео, в которых Piaggio лихо закладывал повороты, а затемнепринужденно останавливался у светофоров, мы наивно полагали, что весь процесспроисходит автоматически: сел на скутер, поставил ноги на подножку, и катайся,как на машине. К сожалению, здесь нас постигло разочарование.

Под большимпальцем правой руки у водителя MP3 есть рычажок, который отвечает заблокирование параллелограмма подвески. Как только скутер замедляется допешеходной скорости, на приборной панели загорается лампочка, которая возвещаето готовности переходить в «замороженное» состояние. Проехать в таком виде можнолишь пару метров по прямой. При зафиксированной подвеске скутер неуправляем:даже малейшее движение рулем ведет к дезориентирующему водителя крену наружуповорота. Устойчивым скутер становится только на остановках. Стоит открыть гази тронуться с места, и блокировка автоматически отключается.

В остальномMP3 – это обычный легкий и маневренный скутер, с легкостью прошивающийнасквозь любые пробки и в варианте с 250-кубовым мотором (есть еще 125-, 400- и500-кубовые версии) с легкостью разгоняется до 130 км/ч.Правда, есть некая тонкость. «Срыв переднего колеса на мотоцикле практическивсегда означает падение, – делится впечатлениями владелец машины Александр, – аMP3 нередко дает второй шанс: если одно из колес наехало на скользкую разметкупод дождем, то второе может остаться на асфальте и спасти положение».

Шутка гения

Honda GyroCanopy со стороны выглядит не более чем курьезом. Глядя на нее, тактичноулыбаются взрослые и громко смеются дети. Между тем с технической точки зренияэто весьма продвинутый аппарат. Двухколесная телега, заменяющая скутеру заднееколесо, соединяется с наклоняющимся корпусом шарниром, подвижным в трехплоскостях. Шарнир отвечает и за наклоны в поворотах (крен), и за работуподвески (выражаясь авиационным языком, тангаж), да еще слегка доворачиваетмашину в поворотах за счет механической связи между наклоном корпуса иповоротом телеги (курс!).

Однако истинное предназначение всех этих ухищрений осталось для настуманным. Блокировка шарнира работает одновременно со стояночным тормозом, тоесть только после полной остановки скутера. Разумеется, при помощи ног. Весьэтот технический огород, по сути, всего лишь заменяет подножку. Возможно, весьцимес кроется в грузовом предназначении машинки: непросто приподнятьнагруженный скутер, чтобы поставить его на центральную подставку, а сильныйнаклон при постановке на боковую подножку может быть вреден для хрупкого илижидкого груза. Так или иначе, экзотические грузовые «полтинники» вовсю колесятпо загруженным улицам Токио, а иногда и Москвы.