Home Автомобили и Автотехника Автотехника НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДЕЛО: ВЫСТРЕЛ
НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДЕЛО: ВЫСТРЕЛ PDF Печать E-mail
Надоже такому случиться – пилота-испытателявыгнали из кабины автомобиля! И непотому, что авто готовят к краш-тесту:просто слишком подвижная психика Homosapiens мешает ему жать на педаль тормозакаждый раз с одинаковой силой. А вотробот с этим отлично справится.




Сменные дороги.Автоматизированный полигон AIBA дает возможность воссоздавать в крытом помещении самые разные дорожные условия, связанные как с изменениями погоды, так и с вариациями дорожного покрытия. На фото специальный подъемник перемещает кассету-трек с активной трассы в хранилище. Через несколько минут ее место займет кассета с другим типом асфальта. Если нужно, специальная система орошения польет асфальт водой.

Сменные дороги.
Автоматизированный полигон AIBA дает возможность воссоздавать в крытом помещении самые разные дорожные условия, связанные как с изменениями погоды, так и с вариациями дорожного покрытия. На фото специальный подъемник перемещает кассету-трек с активной трассы в хранилище. Через несколько минут ее место займет кассета с другим типом асфальта. Если нужно, специальная система орошения польет асфальт водой.
На исходной позиции.Машина застыла на старте, через несколько мгновений ее разгонит электрокатапульта, а еще секунды спустя автомобиль остановится после торможения. Дальше его подхватит транспортер, довезет до конца трека, где расположена еще одна поворотная площадка. Поворот на 180 градусов – и автомобиль можно снова вести на старт. Или буксировать в помещение для смены шин.

На исходной позиции.
Машина застыла на старте, через несколько мгновений ее разгонит электрокатапульта, а еще секунды спустя автомобиль остановится после торможения. Дальше его подхватит транспортер, довезет до конца трека, где расположена еще одна поворотная площадка. Поворот на 180 градусов – и автомобиль можно снова вести на старт. Или буксировать в помещение для смены шин.
Сотня тысяч выстрелов.Электрическая катапульта разгоняет автомобиль до скорости 120 км/ч, а затем робот (на фото) давит на педаль и совершает торможение. Длина полигона составляет 300 м, ширина – 30 м. При использовании AIBA на полную мощность на полигоне можно провести до 100000 испытаний в год. И все это в автоматическом режиме.

Сотня тысяч выстрелов.
Электрическая катапульта разгоняет автомобиль до скорости 120 км/ч, а затем робот (на фото) давит на педаль и совершает торможение. Длина полигона составляет 300 м, ширина – 30 м. При использовании AIBA на полную мощность на полигоне можно провести до 100000 испытаний в год. И все это в автоматическом режиме.

Испытыватьшины, казалось бы, несложно. Садись вмашину, разгоняйся, тормози в нужнойточке и замеряй тормозной путь. Такобычно и делают, однако правильноинтерпретировать результаты подобныхтестов нелегко. Предположим, при испытаниишин А тормозной путь оказался длиннее,чем на шинах Б. И что это значит?Действительно ли шины Б имеют лучшеесцепление с дорогой? Или простопилот-испытатель по-разному давил напедаль? А может быть, в период междуиспытаниями поменялась температуравоздуха, и свойства резины изменились?Или в одном случае ветер дул в лобовоестекло, а в другом – подталкивалавтомобиль сзади?

Какпонять, что в результатах испытанияследует отнести на счет собственношины, ее конструкции, свойств резиновойсмеси, а что на счет воздействиячеловеческого или климатическогофакторов? Ответ напрашивается сам собой:надо эти последние факторы исключить.

Ивот минувшей осенью компания Continental –одна из старейших в мире фирм попроизводству автомобильных шин –представила полностью автоматизированныйкрытый полигон для испытания своейпродукции. Он получил название AIBA(английская аббревиатура, обозначающая«Крытый автоматический полигон дляисследования торможения») и расположилсяв Германии, неподалеку от Ганновера, натерритории испытательного центраContidrom.

Здесьдействительно все происходит без участиячеловека (если не считать операторовза контрольными дисплеями). Специальныйтестовый автомобиль (багажный отсеккоторого забит измерительной аппаратурой)выводится на стартовую позицию с помощьютранспортера, передвигающегося вдольрельсовых направляющих. Своим ходоммашина выйти на старт не может, так какв испытаниях ее собственный двигательне используется, да и рулить некому –кабина пуста. Транспортер тащит машинупо своего рода «рулежной дорожке», вдольиспытательного трека, который расположенпараллельно.

В конце пути автомобиль итранспортер оказываются на круглойповоротной площадке. Когда площадказавершит поворот на 180 градусов, автоокажется в начале трека. На таблоотображен чек-лист: проверяется готовностьвсех систем к испытаниям. Как толькоэлектроника дает добро, происходитсамое интересное: машина выстреливаетсявперед, а затем сама тормозит на треке.Табло отображает результат испытаний.Что же произошло?

Разгонный участокиспытательной трассы имеет по центрупродольный канал, внутри которогопередвигается нечто вроде электрокатапульты.Она разгоняет машину, подталкивая еевперед (для этого на корме автомобилясмонтирован специальный конструктивныйэлемент). Катапульту приводит в движениелинейный электродвигатель, которыйзапитывается от блока конденсаторов.Если пусковой ток брать непосредственноиз сети, она может не выдержать такойнагрузки, и окрестности Contidrom останутсябез света.

Кстати,в кабине все-таки не совсем пусто: тамустановлен робот, отвечающий заторможение. Выглядит он совсем неантропоморфно – это всего лишь упирающийсяв педаль подвижный шток плюс блокуправляющей электроники и дисплей. Затопедаль он жмет с точно заданным усилием,исключая действие человеческого фактора.

Чтокасается фактора климата, то и егостихийные изменения на AIBA исключены –полигон располагается в крытом помещении,где есть возможность с точностьюподдерживать заданные значениятемпературы и влажности. Даже в разгарлетнего зноя на полигоне вполне можнопроводить испытания зимней резины –здесь ничего не стоит устроить мороз,к тому же есть специальная трасса,залитая льдом.

Изобразить асфальт,политый водой, тоже не составляетпроблемы, а кроме того, можно выбиратьтреки с различными типами покрытия(например, асфальтобетон разнойзернистости). Треки имеют кассетнуюконструкцию и поэтому могут быть замененыс помощью транспортеров и подъемниковвсего за несколько минут.