Home Технологии Военные технологии БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЕ И УМНЫЕ: НОВЫЕ БОЕВЫЕ БЕСПИЛОТНИКИ
БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЕ И УМНЫЕ: НОВЫЕ БОЕВЫЕ БЕСПИЛОТНИКИ PDF Печать E-mail
Пока в небе над Фарнборо-2010 демонстрировали свое мастерство пилоты-асы из плоти и крови, пространство выставочных павильонов знаменитого авиашоу захватили беспилотные аппараты. Во всяком случае такое создавалось впечатление






Несмотря на размеры и грозный вид, Global Hawk – это только разведывательный самолет без ударных возможностей. БПЛА этой модели может находиться в воздухе до 36 часов. Именно здесь сказывается преимущество беспилотного варианта – управлять самолетом в течение полутора суток человеку было бы крайне тяжело. Global Hawk оснащен турбовентиляторным двигателем Allison Rolls-Royce AE3007H и летит с крейсерской скоростью 650 км/ч. Взлетная масса беспилотника 10,3 т

Несмотря на размеры и грозный вид, Global Hawk – это только разведывательный самолет без ударных возможностей. БПЛА этой модели может находиться в воздухе до 36 часов. Именно здесь сказывается преимущество беспилотного варианта – управлять самолетом в течение полутора суток человеку было бы крайне тяжело. Global Hawk оснащен турбовентиляторным двигателем Allison Rolls-Royce AE3007H и летит с крейсерской скоростью 650 км/ч. Взлетная масса беспилотника 10,3 т
Talarion – проект двухмоторного разведывательного самолета, подготовленного концерном EADS и впервые представленного в виде натурмакета год назад на авиашоу в Ле Бурже. Один комплект системы воздушной разведки состоит из трех самолетов и наземной базы

Talarion – проект двухмоторного разведывательного самолета, подготовленного концерном EADS и впервые представленного в виде натурмакета год назад на авиашоу в Ле Бурже. Один комплект системы воздушной разведки состоит из трех самолетов и наземной базы
Skate – летающая «доска» на электромоторчиках – умеет стартовать вертикально. Компания Aurora Flight Sciences считает свое создание эффективным средством разведки в стесненных пространствах. С помощью Skate можно заглядывать в окна и подворотни

Skate – летающая «доска» на электромоторчиках – умеет стартовать вертикально. Компания Aurora Flight Sciences считает свое создание эффективным средством разведки в стесненных пространствах. С помощью Skate можно заглядывать в окна и подворотни
Шестироторный радиоуправляемый вертолет DraganFlyer X6 создан канадской компанией Draganfly Inc. Его основное назначение – съемка и видеонаблюдение с небольшой высоты. По заявлению производителя, он может использоваться правоохранительными и экстренными службами для наблюдения за массами людей, дистанционного осмотра потенциально опасных предметов, поиска жертв в завалах (с применением инфракрасного сенсора), управления дорожным движением, поиска очагов возгорания и других аналогичных задач. Применяется также для съемок архитектурных объектов и торжественных мероприятий. Аппарат несет 0,5 кг полезной нагрузки. Взлетный вес – 1,5 кг. Источник питания – литиевая батарея. Максимальная скорость полета – 50 км/ч. Максимальная высота – 2400 м

Шестироторный радиоуправляемый вертолет DraganFlyer X6 создан канадской компанией Draganfly Inc. Его основное назначение – съемка и видеонаблюдение с небольшой высоты. По заявлению производителя, он может использоваться правоохранительными и экстренными службами для наблюдения за массами людей, дистанционного осмотра потенциально опасных предметов, поиска жертв в завалах (с применением инфракрасного сенсора), управления дорожным движением, поиска очагов возгорания и других аналогичных задач. Применяется также для съемок архитектурных объектов и торжественных мероприятий. Аппарат несет 0,5 кг полезной нагрузки. Взлетный вес – 1,5 кг. Источник питания – литиевая батарея. Максимальная скорость полета – 50 км/ч. Максимальная высота – 2400 м
The Tracker (DRAC) – БПЛА небольшого размера, созданный концерном EADS. Он запускается оператором с двух рук – с разбега, и этого стартового импульса ему достаточно. Аппарат может находиться в воздухе до 90 минут и имеет радиус действия около 10 км. Его задача – ближняя разведка по принципу «что там за холмом?». БПЛА оснащен GPS-навигацией и может передавать разведданные в реальном времени

The Tracker (DRAC) – БПЛА небольшого размера, созданный концерном EADS. Он запускается оператором с двух рук – с разбега, и этого стартового импульса ему достаточно. Аппарат может находиться в воздухе до 90 минут и имеет радиус действия около 10 км. Его задача – ближняя разведка по принципу «что там за холмом?». БПЛА оснащен GPS-навигацией и может передавать разведданные в реальном времени
Некоторым мини-БПЛА достаточно стартового импульса, данного рукой запускающего. Иногда применяются рогатки с резиновым жгутом. Для запуска аппаратов среднего размера часто используют катапульту с наклонной рампы. Возвращение на землю также происходит разными способами. Некоторым моделям достаточно выключить двигатель, и они спланируют на землю. Другие спускаются с неба с помощью парашюта. Для некоторых моделей предусмотрены специальные уловители. Другое решение проблемы для небольших летательных аппаратов – вертикальный взлет и посадка, что обычно реализуется с помощью вертолетной конструкции

Некоторым мини-БПЛА достаточно стартового импульса, данного рукой запускающего. Иногда применяются рогатки с резиновым жгутом. Для запуска аппаратов среднего размера часто используют катапульту с наклонной рампы. Возвращение на землю также происходит разными способами. Некоторым моделям достаточно выключить двигатель, и они спланируют на землю. Другие спускаются с неба с помощью парашюта. Для некоторых моделей предусмотрены специальные уловители. Другое решение проблемы для небольших летательных аппаратов – вертикальный взлет и посадка, что обычно реализуется с помощью вертолетной конструкции
Hermes 900 – БПЛА среднего размера, работающий на средних высотах (до 9000 м), дальнего радиуса действия. Размах крыльев – 15 м, взлетный вес – 970 кг. Основное назначение – разведка, наблюдение и ретрансляция связи

Hermes 900 – БПЛА среднего размера, работающий на средних высотах (до 9000 м), дальнего радиуса действия. Размах крыльев – 15 м, взлетный вес – 970 кг. Основное назначение – разведка, наблюдение и ретрансляция связи
Большой беспилотный вертолет Northrop Grumman Fire Scout экспонировался на Фарнборо 2010, хотя первый полет его состоялся в 2002 году. Вертолетная схема была выбрана потому, что заказчиком этого БПЛА выступил военно-морской флот США, морякам требовался аппарат с возможностью вертикального взлета с палубы. Аппарат используется для целей разведки и для точного наведения на цель. Высота аппарата 2,9 м, диаметр ротора – 8,4 м. Машина может находиться в воздухе до восьми часов и имеет радиус действия 200 км

Большой беспилотный вертолет Northrop Grumman Fire Scout экспонировался на Фарнборо 2010, хотя первый полет его состоялся в 2002 году. Вертолетная схема была выбрана потому, что заказчиком этого БПЛА выступил военно-морской флот США, морякам требовался аппарат с возможностью вертикального взлета с палубы. Аппарат используется для целей разведки и для точного наведения на цель. Высота аппарата 2,9 м, диаметр ротора – 8,4 м. Машина может находиться в воздухе до восьми часов и имеет радиус действия 200 км
Представленный корпорацией Boeing вертолет Unmanned Little Bird относится к опционально пилотируемым аппаратам и вполне может обходиться без пилота, что и видно на фотографии

Представленный корпорацией Boeing вертолет Unmanned Little Bird относится к опционально пилотируемым аппаратам и вполне может обходиться без пилота, что и видно на фотографии

Дажекомпании, производящие авионику и комплектующие, редко удерживались от соблазнапоместить на стенде картинку с беспилотником, так что любой посетитель выставкисразу понимал: вот он – магистральный тренд развития современной авиаконструкторскоймысли.

Обзорсовременной индустрии беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с цифрами ифактами занимает приличной толщины ежегодник. По данным этого издания подназванием UAS Unmanned Aircraft Systems, по состоянию на 2010 год БПЛА выпускают52 страны, причем в этом списке с неплохими показателями присутствует и Россия– в частности, макет беспилотника был представлен на стенде корпорации «Иркут».Одна классификация всех нынешних разработок потребовала бы, наверно,специальной статьи. БПЛА классифицируются по размерам (самые маленькиевыделяются в «мини» или «нано»), дальности действия, рабочему потолку,источникам энергии и типам двигателей, а также, естественно, по функциям.Основное предназначение беспилотников формулируется сегодня аббревиатурой IRS(разведка–рекогносцировка–наблюдение), но уже не первый год существуют ударныеБПЛА для стрельбы по наземным целям, например General Atomics MQ-1 Predator. Впроцессе разработки машины, умеющие вести в автоматическом режиме воздушныйбой.

Загадкатевтонского креста

Неподалекуот того места, где в первые два дня авиашоу стоял Boeing 787 Dreamliner,пристроилась небольшая экспозиционная площадка, принадлежащая корпорацииNorthrop Grumman. Там был выставлен натурмакет короля современных БПЛА –дистанционно управляемого самолета-разведчика Global Hawk. С размахомкрыльев, как у пассажирского Boeing-737-800 (35,5 м), похожий на безглазогокрылатого кита, Global Hawk производил сильное впечатление. Колорита добавлялнанесенный на борта тевтонский крест – эмблема германской армии, вызывающий ужителей нашей страны, мягко говоря, неоднозначные ассоциации. Спустя пару днейслучилось нечто странное. Тевтонский крест исчез, и на его месте появиласьнадпись NATO. Мелькнула мысль – неужели организаторов тоже смутил официальныйсимвол люфтваффе?

Догадкаоказалась неверной – просто Northrop Grumman, проявив невероятнующепетильность, заменил одну модификацию аппарата на другую, имеющую внешнеминимальные отличия, дабы показать обе.
GlobalHawk – потомок дальнего высотного разведчика U-2, правда, умеющий обходитьсябез пауэрсов и поставляющий развединформацию в режиме онлайн. Размеры самолетапозволяют взять на борт множество разведывательной аппаратуры и достаточноеколичество топлива, чтобы находиться в воздухе до 36 часов, преодолевая 25 000км на высоте 19 800 м. Нюанс заключается в том, что БПЛА с тевтонским крестомправильнее называть Euro Hawk. Этот аппарат создан на той же платформе отNorthrop Grumman, однако доработан немецким подразделением концерна EADS вплане шпионской начинки. Европейское ноу-хау кроется прежде всего в аппаратурестандарта SIGNIT, ведущего отслеживание и обработку самых разнообразныхкоммуникационных сигналов вплоть до мобильного и интернет-трафика.

Мечта подпотолком

Из всехБПЛА, показанных на Фарнборо-2010, к Global Hawk по масштабам приближалсябеспилотник европейского концерна EADS – Talarion. Подвешенный под потолкоммакет БПЛА с двумя турбовентиляторными двигателями и размахом крыльев около 28м смотрелся внушительно. Проблема лишь в одном: Global Hawk не просто летает,но и принимает участие в боевых операциях, а Talarion – всего лишь проект.Первый его полет намечен на 2013 год, однако первоначально проявившиезаинтересованность в аппарате правительства Франции, Испании и Германии пока неопределились с дальнейшим финансированием будущего европейского разведчика.

ПомимоNorthrop Grumman на авиашоу присутствовали крупнейшие производители военныхБПЛА. В павильоне корпорации Boeing были представлены как беспилотники с фиксированнымкрылом, так и вертолетные решения. General Atomics представляла свою линейкуразведывательных и ударных БПЛА, включая последнюю разработку – Avenger.Совершивший первый полет 4 апреля прошлого года Avenger оснащентурбовентиляторным двигателем PW545B, в отличие от своего предшественника MQ-9Reaper, движителем в котором выступал толкающий винт, приводимый во вращениечетырехцилиндровым двигателем с турбонаддувом Rotax 914. Avenger способен нестиударное вооружение в виде ракет «воздух–земля» типа AGM 114 Hellfire, а такжебомб с лазерным и инерциальным наведением (JDAM). Свои БПЛА, включая Hermes 900(среднеразмерный БПЛА для длительных полетов в среднем диапазоне высот),показывала израильская компания Elbit – один из лидеров рынка разведывательныхбеспилотников.

Чем лучшеподглядывать в окна

Нааэродроме Фарнборо показательных полетов БПЛА не проводилось. Однако в рамкахофициальной летной программы авиашоу такие полеты все же значились. Правда,речь шла об аппаратах класса mini, и для их показательных выступлений в одномиз павильонов выделили небольшую площадку, огородив ее частой сеткой наподобиеволейбольной. Полеты шестироторного мини-вертолета DraganFlyer X6 представлялбританский дистрибьютор, подготовивший к выставке красочный буклет. Интересно,что этот аппарат, о котором «ПМ» уже не раз писала, обычно упоминается в связис военным применением. Однако в презентации для британской публикиакцентировались возможности сугубо мирного использования винтокрылогобеспилотника – в качестве платформы для воздушной съемки объектов архитектуры иразных торжественных событий наподобие свадеб. Будто в подтверждение абсолютнойдемократичности DraganFlyer X6, на его подвеске закрепляли обычную цифровую «мыльницу»,включавшуюся в режиме видео.

Случиласьна площадке и премьера – компания Aurora Flight Sciences презентовала аппаратпод названием Skate. Действительно похожий на летающий скейтборд, этот БПЛАвесом всего около килограмма относится к категории VTOL – то есть к типулетательных аппаратов с фиксированным крылом, способных осуществлятьвертикальный взлет и посадку. Эта способность достигается благодаря двумвинтовым электромоторчикам с переменным вектором тяги. Они же придают летающейдоске отличную маневренность в воздухе. Skate – не игрушка, и свадеб с егопомощью снимать не предлагают. Его назначение – выполнение задач IRS внутризамкнутых и стесненных пространств, вроде внутренних помещений зданий или узкихулиц восточных городов. Как объясняет руководитель проекта Джордж Кивада,аппарат, оснащенный видеокамерой, способен подниматься на достаточную высоту,чтобы получить общую картину, а затем по команде оператора произвестираспознавание возможной цели. То есть опуститься ниже и дать на дисплейувеличенное изображение подозрительного предмета, заглянуть в окно, в двернойпроем или во внутренний двор. По окончании использования аппарат складывается иубирается вместе c операторской станцией в пластиковый чемоданчик.

Пустьпилот отдохнет

В отличиеот имеющих стандартизованную внешность больших и средних БПЛА, всевозможныенано- и мини-беспилотники всегда привлекают внимание из-за разнообразияконструкций и экзотического вида. Но есть еще одна малоизвестная категориялетательных аппаратов, которые тоже можно признать экзотикой. Это опционально пилотируемыемашины, несколько образцов которых было представлено в Фарнборо. Одна из них –творение немецкой компании Rheinmetall под названием OPALE. Это английскаяаббревиатура, расшифровывающаяся как «опционально пилотируемая (платформа)длительного действия». За основу OPALE взят двухмоторный винтовой самолетDiamond DA42 австрийской фирмы Diamond Aircraft (длина 8,56 м, размах крыльев13,42 м). Легкий, состоящий в основном из композитных материалов четырехместныйаппарат идеально подходит для размещения в нем разнообразной аппаратурынаблюдения и связи, поэтому выбор конструкторов Rheinmetall и остановился наэтой модели. В варианте OPALE самолет может летать как с пилотом, так и без.Вот только зачем?

Опциональнопилотируемые летательные аппараты – это своего рода компромисс междутехническими возможностями и реальностью. Дело в том, что ни в Европе, ни в СШАнет окончательно сложившихся правил полета беспилотных авиасистем. МаленькиеБПЛА могут приравниваться к авиамоделям, но индустрия уже давно выросла из «модельных»размеров. Как беспилотники должны летать в контролируемом органами управлениявоздушным движением воздушном пространстве, особенно над населеннымитерриториями? Нужны ли им транспондеры, проблесковые маяки, как будеторганизовано взаимодействие с диспетчерской службой? Пока все эти вопросы неотрегулированы, возможно использование экспериментальных наблюдательныхплатформ как в пилотируемом, так и беспилотном режиме.

Вэкспозиции БПЛА, представленной корпорацией Boeing, присутствовала демонстрационнаямодель Unmanned Little Bird, построенная на базе ударного вертолета AH-6 иориентированная на выполнение задач IRS. Испытания машины в беспилотном режименачались еще в 2006 году, однако всегда при этом в кабине присутствовал пилот,готовый взять управление на себя в случае отказа автоматики.

Буквальноза месяц до Фарнборо, в июне этого года, Little Bird совершил первый полет вполностью автономном режиме, уже без человека на борту. Вертолет испытывался намалой высоте, а при встрече с наземными препятствиями распознавал их с помощьюлазерной сканирующей системы LIDAR и облетал.

Такимобразом, опционально пилотируемые аппараты открывают еще одно направлениеразвития беспилотных систем – создание их на базе существующих и даже моральноустаревших пилотируемых машин. Как известно, два года назад ВВС США началииспытания переоборудованного в беспилотник легендарного истребителя F-4Phantom. Поскольку в США снятые с вооружения самолеты не утилизируются, аконсервируются, появляется возможность использовать их для решения ограниченныхбоевых задач вроде подавления ПВО противника, не подвергая риску жизни пилотов.Ну а давно ушедшие на покой боевые машины, стоящие ныне где-нибудь в пустынеМохаве, получат шанс возродиться в виде БПЛА.

Война каквидео

Кстати,привычная нам аббревиатура БПЛА, которой соответствует английская UAV (UnmannedAerial Vehicle), практически выходит из употребления. Большинство аппаратов,представленных в Фарнборо, позиционируются как UAS (Unmanned Aerial System, «беспилотныесистемы»). Смысл переименования заключается в том, что, во-первых, вбеспилотной системе летательный аппарат может оказаться самым простым и дешевымэлементом по сравнению с наземным оборудованием, во-вторых, нет особого смысладелать акцент именно на автоматическом пилотировании. Во всяком случае дляобслуживания больших беспилотников людей требуется не меньше, чем для работы спилотируемыми машинами. Например, разведывательно-ударный Predator управляетсясразу с двух наземных пунктов, один из которых расположен ближе к районуиспользования (например, в Афганистане), а другой – на территории США.

Возможность ведения с помощью беспилотника вот такойгипердистанционной войны обнажает новые проблемы, связанные именно счеловеческим фактором. Дело в том, что качество видеооборудования,установленного на современных БПЛА, таково, что картинка потенциальной цели надисплее оператора превращает охоту с воздуха в подобие реалистичной видеоигры.Оператор, сидящий, скажем, на военной базе в штате Невада, видит афганскоеселение, по улицам которого идет группа одетых в белое бородатых людей. Возможно, это боевики «Аль-Каиды», возможно – нет. Оператору предстоит решить –ни много ни мало – стоит ли их лишать жизни. Но до Афганистана тысячи и тысячикилометров, и тот, кому предстоит отдать команду на пуск ракет Hellfire, невполне чувствует себя на войне. Вокруг течет мирная американская жизнь, и черезчас-другой оператор приедет домой, чтобы поужинать в кругу семьи. Вопрос в том,не будет ли такому человеку психологически проще убить этих далеких и почтивиртуальных бородачей? Не девальвируется ли цена принятия решения? Исследованиеэтого вопроса, возможно, привело бы нас к пониманию природы войн будущего.