Home Технологии Военные технологии СОЖРАТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ: ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
СОЖРАТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ: ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ PDF Печать E-mail
«DARPAфинансирует проект робота-людоеда», «Пентагон строит боевую машину, пожирающуютрупы вместо дозаправки» – примерно с такими заголовками выходилимногочисленные газеты и журналы, рассказывающие о проекте EATR («Энергетическиавтономный тактический робот»). Причем пророчествами о плотоядных железныхмонстрах грешила не только желтая пресса, но и весьма авторитетные техническиеиздания, такие как Wired или Popular Science






В разведывательных миссиях энергетически автономные беспилотные летательные аппараты, такие как Helios на солнечных батареях, и EATR могут идеально дополнять друг друга. БПЛА может засечь цель с воздуха и передать на землю сигнал, чтобы, в свою очередь, EATR завершил разведку на местности, не подвергая опасности человека

В разведывательных миссиях энергетически автономные беспилотные летательные аппараты, такие как Helios на солнечных батареях, и EATR могут идеально дополнять друг друга. БПЛА может засечь цель с воздуха и передать на землю сигнал, чтобы, в свою очередь, EATR завершил разведку на местности, не подвергая опасности человека
Cхема работы двигателяДвигатель Cyclone работает по замкнутому циклу Рэнкина и не требует дозаправки водой. Благодаря продолжительному горению топлива он практически всеяден. 1) Камера сгорания 2) Форсунка 3) Пароперегреватель 4) Отвод сажи 5) Паровой цилиндр 6) Клапан 7) Подогрев топливовоздушной смеси 8) Вал двигателя 9) Охлаждающая камера 10) Конденсат 11) Вентилятор охлаждения 12) Воздуховод

Cхема работы двигателя
Двигатель Cyclone работает по замкнутому циклу Рэнкина и не требует дозаправки водой. Благодаря продолжительному горению топлива он практически всеяден. 1) Камера сгорания 2) Форсунка 3) Пароперегреватель 4) Отвод сажи 5) Паровой цилиндр 6) Клапан 7) Подогрев топливовоздушной смеси 8) Вал двигателя 9) Охлаждающая камера 10) Конденсат 11) Вентилятор охлаждения 12) Воздуховод

Вдовольнасладившись оглаской и вниманием обеспокоенной мировой общественности,создатели робота ответили пресс-релизом под названием «EATR – вегетарианец».Ученые заверили журналистов в том, что они свято чтят статью 15 Женевскойконвенции о защите жертв войны, согласно которой осквернение тела погибшегосчитается серьезным военным преступлением. «Мы понимаем всеобщую озабоченностьфутуристическими роботами, которые будут питаться представителями стремительнорастущей человеческой популяции, однако создание таких машин не входит в кругинтересов нашей компании, – заявил Гарри Шоел, глава компании Cyclone PowerTechnologies, разработавшей двигатель для EATR. – Мы лишь хотимпродемонстрировать, что наш силовой агрегат способен производить энергию изтакого доступного и возобновимого топлива, как растения».

Разобравшисьв конструкции силовой установки EATR, мы пришли к выводу, что этого зверяследует отнести к категории всеядных.

ЖелезныйМухтар

Разработкойавтономного тактического робота EATR занимается компания Robotic TechnologyInc., или RTI, по заказу Пентагона. Финансовую поддержку проекту оказываетагентство DARPA, которое обещает усилить своим долларом каждый доллар частныхинвестиций, вложенных в EATR. Робот предназначается для выполнения длительных иоднообразных тактических задач в потенциально опасных для человека условиях. Ктаким задачам относятся разведка, патрулирование, охрана, поиск и обнаружениецели, а также оперативная доставка боеприпасов и горючего для других машин.Машина не нуждается в дозаправке и обслуживании, поэтому может находиться набоевом посту в течение неограниченного времени.

Важно, чторобот, способный сам раздобыть себе пропитание, значительно упрощает военныелогистические цепочки: к нему не нужно подвозить горючее, организовывать базыдля дозаправки и обслуживания. Напротив, при необходимости EATR может самподелиться выработанной электроэнергией с другими электронными устройствами.Неприхотливый робот может работать помощником пехотинца – носить его оружие,личные вещи и даже служить транспортным средством. В разведывательных миссияхвыносливый EATR сможет дополнить беспилотные самолеты-разведчики дальнегодействия, такие как Helios UAV – планер на солнечных батареях. Вместе ониобразуют наземно-воздушный разведывательный комплекс, способный вести скольугодно длительное наблюдение.

ПроектEATR состоит из четырех основных частей. Первая часть – это программноеобеспечение и комплекс органов чувств, которые должны помочь роботу отличать «съедобное»от «несъедобного» (скажем, траву и ветки от камней и бутылок), ориентироватьсяна местности, преодолевать препятствия и выполнять боевые задачи. Компьютернаямодель взаимодействия с окружающим миром – самая сложная часть проекта. В нееуже инвестировано около $400 млн.

Второйосновополагающий элемент EATR – роботизированная рука, способная захватыватьобъекты, измельчать их и доставлять в камеру сгорания двигателя. Растительныеобъекты, которыми питается EATR, отличаются разнообразием размеров и форм, азначит, и манипулятор робота должен быть в достаточной степени универсальным.

Третийэлемент EATR – мобильная платформа. Основное требование, предъявляемое к ней, –проходимость. Это самая простая часть проекта, так как, скорее всего, роботполучит уже готовую платформу, разработанную в ходе предыдущих исследованийDARPA. Это может быть электрический Hummer, созданный в рамках проектабеспилотных автомобилей, или гусеничное шасси робота-сапера, или, что наиболеевероятно, шестиколесное шасси от беспилотного транспортера MULE, разработанногоLockheed Martin.

А вот счетвертой составляющей проекта – силовой установкой – уже есть абсолютнаяясность: двигатель внешнего сгорания для EATR разработала компания CyclonePower Technologies.

Робот-паровоз

Чем жепитается EATR? Его желудок представляет собой двигатель Cyclone, объединившийсовременные материалы с паровыми технологиями XIX века. Двигатель внешнегосгорания использует цикл Рэнкина. Перед сжиганием твердое топливо (трава,ветки, опилки, практически любой подножный корм растительного происхождения)измельчается в пыль, а жидкое (если вдруг под рукой окажутся бензин илисолярка) просто впрыскивается в камеру сгорания в смеси с воздухом.Электрическая искра поджигает горючую смесь. В отличие от двигателейвнутреннего сгорания, Cyclone позволяет топливу гореть долго. Температура иусловия горения, такие как зольность, принципиального значения не имеют.Электрические термопары контролируют только продолжительность горения,поддерживая в камере постоянную температуру.

Внутрикамеры сгорания расположены водяные трубки. Здесь вода переходит в состояниеперегретого пара с температурой около 600°С. Через систему клапанов пар поддавлением более 200 атм попадает в шесть паровых цилиндров. От степени открытияклапанов зависит, сколько пара войдет в цилиндры и какой крутящий моментдвигатель выдаст на валу.
Покинувцилиндры, пар отправляется в конденсатор, охлаждаемый вентилятором, и вновьпревращается в воду. Попутно он подогревает воздух, подаваемый в камерусгорания в составе горючей смеси, чтобы облегчить зажигание. Сконденсировавшаясявода вновь направляется помпой высокого давления в пароперегреватель.

Удвигателя внешнего сгорания есть масса достоинств. Во-первых, его мощность (дляCyclone она составляет 100 л.с.) не зависит от качества топлива, так как вкамере сгорания поддерживается постоянная температура. Во-вторых, он можетработать практически на чем угодно, будь то твердое или жидкое топливо или дажегаз. В-третьих, паровые цилиндры дают максимальный крутящий момент на любыхоборотах двигателя, начиная с нуля. Поэтому транспортному средству нетребуется сложная трансмиссия с коробкой передач, вал можно напрямуюподсоединять к колесам или, как в случае с EATR, к генератору электрическоготока. Двигатель работает по замкнутому циклу – вода в нем циркулирует взамкнутом объеме и не нуждается в замене или доливе. Наконец, Cycloneконструктивно проще и надежнее обычного ДВС.

Гуманныйрацион

В EATRдвигатель Cyclone будет частью гибридной системы. В первых прототипах он станетвращать исключительно генератор электроэнергии, которая, в свою очередь, будетзапасаться в аккумуляторных батареях. Движение робота предположительнообеспечат мотор-колеса. Однако разработчики EATR не исключают, что впромышленных версиях машины Cyclone сможет приводить колеса напрямую – непропадать же сотне лошадиных сил!

Но чем жевсе-таки будет питаться робот? Теоретически – любой органикой. Тепловая энергиявыделяется при разрыве связей «углерод–углерод» и «углерод–водород». Будет этоогрызок от яблока или бравый пехотинец – неважно: перед огнем все равны.

Напрактике дело обстоит сложнее. Чтобы сжечь в камере сгорания Cyclone твердоетопливо, его нужно измельчить и высушить. Как именно будет происходить этотпроцесс, разработчики пока не рассказывают. В любом случае, в растенияхсодержится значительно меньше влаги, чем в животных, да и измельчению ониподдаются гораздо легче. Вот и получается, что роботу проще питаться травкой,чем готовить себе мясные блюда.

ОднакоRTI, Пентагону и DARPA надо отдать должное: слух о плотоядных монстрахразошелся по всей планете и привлек всеобщее внимание к проекту. Кстати,руководство Cyclone в опровержении ни разу не заявило, что их двигатель неможет питаться животной органикой. В конце концов, действительно, может.