Home Технологии Военные технологии ЖЕРТВЫ СКОРОСТИ: ТАНК НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ
ЖЕРТВЫ СКОРОСТИ: ТАНК НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ PDF Печать E-mail
Подробностей «проекта 80» вы не узнаете из военно-технических справочников и исторических книг. О танках, обгоняющих на воде быстроходные катера, не травят байки бывалые вояки: несмотря на то что проект был воплощен в металле, машины так и не поступили на вооружение Советской армии. Людей, создавших уникальный аппарат и доводивших его до ума, почти не осталось в живых



Морское скоростное танкодесантное плавсредство «проекта 80»

Морское скоростное танкодесантное плавсредство «проекта 80»
Вид сбокуНа катера «проекта 80» устанавливали малопогруженные подводные крылья конструкции Ростислава Алексеева. Они обеспечивают высокое гидродинамическое качество и малую осадку, а следовательно – высокую скорость движения. Главный недостаток таких крыльев состоит в том, что им противопоказано сильное волнение

Вид сбоку
На катера «проекта 80» устанавливали малопогруженные подводные крылья конструкции Ростислава Алексеева. Они обеспечивают высокое гидродинамическое качество и малую осадку, а следовательно – высокую скорость движения. Главный недостаток таких крыльев состоит в том, что им противопоказано сильное волнение




В транспортном положении подводные крылья, рулевые колонки, гребной винт и крылья-стяжки поднимались вверх. На суше гидроцилиндры приподнимали катера над землей, позволяя танку двигаться

В транспортном положении подводные крылья, рулевые колонки, гребной винт и крылья-стяжки поднимались вверх. На суше гидроцилиндры приподнимали катера над землей, позволяя танку двигаться
Паром вместо танкаКатера «проекта 80» могли использоваться в конфигурации грузового парома для транспортировки танков, не оборудованных специальной системой крепления, а также других сухопутных транспортных средств. Для этого к их гидроцилиндрам крепился специальный грузовой понтон, на который поперек хода устанавливался танк. Чтобы транспортируемое ТС могло заехать на паром и покинуть его, предусматривались четыре подъемные колеи или две подъемные аппарели. Для подъема грузов паром оснащался двумя кран-балками

Паром вместо танка
Катера «проекта 80» могли использоваться в конфигурации грузового парома для транспортировки танков, не оборудованных специальной системой крепления, а также других сухопутных транспортных средств. Для этого к их гидроцилиндрам крепился специальный грузовой понтон, на который поперек хода устанавливался танк. Чтобы транспортируемое ТС могло заехать на паром и покинуть его, предусматривались четыре подъемные колеи или две подъемные аппарели. Для подъема грузов паром оснащался двумя кран-балками

Обустройстве морского скоростного танкодесантного плавсредства «проекта 80» нам рассказалисотрудники КБ «Вымпел» (в те времена – КБ «Волгобалтсудопроект») и Навашинскогосудостроительного завода, ныне заслуженные инженеры, а тогда – молодыеконструкторы и механики. Технические данные мы получили в некогда секретныхархивах КБ «Вымпел». Лишь один вопрос так и остался без ответа: кому и длякаких целей понадобился танк на подводных крыльях, способный обогнать любойдвижущийся объект на воде?

Понтон-трансформер

С этимвопросом можно было бы обратиться к полковнику Мургалеву, который составлялтехническое задание и был первым военным куратором проекта. Павел МихайловичМургалев – легендарная личность. Именно он изобрел противоминный трал для танкаТ-34, принятый на вооружение в 1942 году и прошедший всю Вторую мировую войну.ТЗ для скоростного танкодесантного плавсредства предусматривало способностьбыстро принимать на борт танк Т-54 (позже Т-55), скорость движения свыше 50км/ч и высокую мореходность, в частности способность двигаться при волнении допяти баллов. Важным и, пожалуй, сложнейшим требованием была возможность вестиогонь прямо с воды.

Разработкаплавсредства началась в конце 1950-х годов. Танковый понтон, оснащенныйсобственным двигателем и подводными крыльями, конструировался на КБ «Волгобалтсудопроект»под руководством Михаила Щукина. Крылья разрабатывались в ЦКБ по судам наподводных крыльях завода «Красное Сормово» (ныне ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева)– там же, где родились скоростные теплоходы «Ракета» и «Метеор». Аппаратполучил и двигатель от «Ракеты» – дизель М-50, способный развивать пиковуюмощность 1200 л.с.

Комплектскоростного танкодесантного плавсредства состоял из двух катеров. Подобнообычным немоторизированным понтонам, они навешивались по бокам на танк,оснащенный специальными проушинами. На каждом катере имелось по двагидроцилиндра, с помощью которых плавсредства приподнимались над землей. Втаком положении танк входил в воду до определенной осадки.

Втранспортном положении подводные крылья на катерах были подняты и напоминалискорее антикрылья гоночного автомобиля. Подняты и прижаты к борту были икрылья-стяжки впереди и позади танка. По достижении водоизмещающего положенияполовинки стяжек опускались и защелкивались, образуя жесткие поперечныеперекладины на уровне днища плавсредства. Благодаря стяжкам катера могли неститанк, не расходясь в стороны. В следующее мгновение гидроцилиндры уже поднималитанк над уровнем воды и понтоны начинали водоизмещать.

Гребнойвинт и рулевая колонка катера были совмещены с задним подводным крылом, поэтомуглубину погружения винта можно было регулировать. Плавсредство отходило наглубину в водоизмещающем положении, затем подводные крылья опускалисьполностью. Поперечные стяжки, погруженные в воду даже в водоизмещающемположении, также имели профиль крыла и помогали катерам подняться над воднойповерхностью.

Важно, чтои навеска катеров на танк, и смыкание крыльев-стяжек происходило с помощьюгидравлики и не требовало ручного труда. Полное комплектование плавсредстваперед выходом на воду занимало 45 минут, а освободиться от понтонов, выйдя наберег, танк мог всего за 3 минуты.

Жизньтолько миг

К 1966году на Навашинском судостроительном заводе был изготовлен макет плавсредствана подводных крыльях в масштабе 1:2, который проходил испытания на скромнойречке Тёше. А уже в следующем году полноразмерный опытный образец отправился набольшую воду – в Севастополь. «Экипаж каждой машины был небольшой, всего двачеловека – водитель и моторист, – рассказывает ведущий специалист Навашинскогозавода Валентин Борисович Галин, – причем один водитель мог управлять каксобственным катером, так и плавсредством в целом. Управление рулями идвигателями осуществлялось с помощью электродвигателей и синхронизировалось покабелю».

На водеплавсредство «проекта 80» сразу же превысило проектную скорость, разогнавшисьдо 58 км/ч. А вот с прочностью конструкции возникли проблемы. Во время одногоиз испытаний лопнула стяжка. Катера разошлись, и танк ушел под воду. К томувремени аппарат еще не успел уйти на глубину, поэтому ни экипаж, ни сам танк непострадали. Для расследования инцидента в Севастополь прислали группуспециалистов из «Волгобалтсудопроекта». «Мы наклеивали на крылья-стяжкимножество датчиков, закрепляли их эпоксидной смолой, подключали к контрольномуоборудованию в специально установленной рубке и выходили в море, – говоритПавел Семенович Карпов, работавший тогда конструктором 1-й категории в секторепрочности. – В результате удалось обнаружить, что в зоне максимальнойконцентрации напряжения на крыле был пропилен паз, который и стал причинойразрыва».

Не совсемгладко все было и с мореходностью. Да, аппарат мог двигаться по воде приволнении до пяти баллов, но только в водоизмещающем положении, ссоответствующей низкой скоростью. Парить на подводных крыльях плавсредствомогло при волнении не более трех баллов. При попытке штурмовать неспокойноеморе полным ходом понтоны буквально ныряли в волну. Вода попадала ввоздухозаборники двигателей, и дизели глохли. Как правило, после остановкимоторы удавалось быстро завести вновь. Во время одного из испытаний жизничленов экипажа понтона оказались под угрозой: люк воздухозаборника закрылся, идвигатель стал быстро откачивать воздух из внутренних помещений. К счастью,моторист вовремя догадался перекрыть подачу топлива и заглушить мотор.

Задача,которую изначально можно было считать невыполнимой, – это ведение огня с воды.Танковый прицел на такой характер стрельбы не рассчитан. Стрельба с движущегосясудна по береговым целям требует совершенно иных систем наведения истабилизирующих устройств. Ударная волна, образующаяся при выстреле, оказываетколоссальную динамическую нагрузку и на узлы самих понтонов, и на механизмыкрепления их к танку. Стоит ли говорить об угрозе здоровью экипажейнеукрепленных алюминиевых катеров...

Надоотметить, что столь впечатляющие выстрелы выплывающих из трюма десантногокорабля танков ПТ-76 – это всего лишь эффектная показуха: стрельба ведетсявхолостую с уменьшенными более чем в половину пороховыми зарядами. Это при том,что калибр там всего 76 мм (против 100 мм у Т-54/55), а танк изначальноплавающий. И все же испытания стрельбы на ходу в рамках «проекта 80»проводились. Разумеется, они не увенчались успехом.

Проблемнойоказалась угловая передача ведущего вала – та, что позволяла винту подниматьсяиз воды вместе с подводным крылом. Сложный узел не выдерживал нагрузок, и егото и дело приходилось переделывать. И все же конструкторам удалось довестимашину до ума. На судостроительных заводах в Навашино, Рыбинске, Астрахани былопостроено 13 комплектов скоростных танкодесантных плавсредств «проекта 80».Экспериментальный батальон крылатых танков базировался в Севастополе. Ходилислухи, что часть машин отправилась на Балтику. А в 1971 году проект закрыли.Почему – не смог ответить ни один из наших сегодняшних консультантов. Правда,догадаться не сложно.

Летим наБосфор

Автономностьскоростного плавсредства «проекта 80» составляла 350 км. 350 км по воде – этововсе не то же самое, что 350 км по дорогам, как минимум из соображений морскойнавигации. Для морских походов жизненно необходим квалифицированный штурман, ана понтонных катерах помещались лишь водитель да моторист.

На Черномморе дни, когда волнение не превышает трех баллов на удалении 10 км от берега,случаются от силы три-четыре раза в месяц. Поэтому те же «Ракеты» и «Метеоры»курсируют там только в прибрежной зоне. Учитывая места базированияэкспериментальных батальонов, плавсредства «проекта 80» предназначались дляоперативного захвата берегов балтийских проливов и Босфора. Причем во главуугла ставилась не столько скорость, сколько внезапность появления необычноготранспорта. В случае с Босфором танкам пришлось бы преодолевать банки (полосымелководья, идущие параллельно берегу на удалении 5–10 км от него) ивысаживаться на каменистый обрывистый берег.

Втехнических данных, любезно предоставленных КБ «Вымпел», скромно умалчиваетсямасса катеров «проекта 80». При автономности 350 км аппарат должен нести запастоплива минимум на семь часов хода. Двигатель каждого понтона развиваетмощность 1200 л.с., тогда как у теплохода «Комета» «лошадок» всего 900.Следовательно, расход топлива у «проекта 80» больше, чем 400 кг/ч, – порядка600 кг/ч. На семь часов требуется 2,8–3 т топлива в каждом катере. Понтон паркаПМП, перевозимый на Краз-255, весит 8,5 т. Рискнем предположить, что катер «проекта80» с топливом, двигателем, трансмиссией и крыльями весит не меньше 15 т. Этокосвенно подтверждается тем, что он не грузится на Краз-255, а буксируется наспецприцепе.

Чтобы танкмог нести на себе два 15-тонных катера, на него должны быть установленыкрепежные узлы, масса которых, по скромным оценкам, составит 2–5% массы самоготанка. Это около тонны мертвого металла, который, возможно, понадобится танкуодин-единственный раз, но который он должен возить с собой всегда.

Подвескатанка не рассчитана на такие нагрузки: считается, что даже вес ножевого тралаКМТ-6 (800 кг) приводит к быстрому разрушению подшипников передних катков. Еслиходовая часть будет рассчитана на дополнительный вес 30–40 т, то, освободившисьот судов после выхода из воды, танк будет иметь слишком жесткую подвеску, чтоприведет к полной потере ее амортизирующих свойств. Танк не сможет нормальнодвигаться по суше и вести огонь.

Удельноедавление на грунт гусениц танка Т-54 (Т-55, Т-62) составляет порядка 0,78кг/см2. С подвешенными понтонами оно возрастет до 1,5–1,8 кг/см2. Танки с самымбольшим в мире удельным давлением на грунт (немецкий PzKpfw VI «Тигр») сдавлением всего 1,04 кг/см2 утром 5 июля 1943 года не смогли пойти в атаку иждали около 8 часов только потому, что ночью прошел дождь и земля немногоразмякла. Если учесть, что грунт дна у берега не отличается плотностью и обычновыдерживает удельное давление не более 0,5–0,64 кг/см2, то ясно, что,оказавшись у берега, танк с навешенными катерами выйти из воды не сможет.

Один вполе не танк

И все жеглавные проблемы «проекта 80» – тактические. Десантная операция предполагаетодновременное участие нескольких сотен или хотя бы десятков судов, двигающихсяпо строгому графику. На берег в определенном порядке должны высаживаться танки,пехота, артиллерия, саперы, средства обеспечения. К моменту приближениябатальона «проекта 80» к берегу он должен прикрываться огнем корабельнойартиллерии. Для обычных высадочных средств этот вопрос решается просто – частьартиллерии находится на самих десантных судах, часть на судах артподдержки,которые движутся вместе с десантными судами. А как быть с «проектом 80»? Судаартподдержки сопровождать такой батальон не смогут, поскольку скорость у нихвдвое-втрое ниже. Значит, они должны выдвинуться к месту десантирования раньше.А в этом случае теряется сам смысл скоростного десантирования танков:противник, увидев корабли артподдержки, будет готов встретить «крылатые танки»огнем.

Что такоетанки без пехоты, без артиллерии, без саперов, без боепитания? Боекомплектахватит на 30 минут боя, если до этого танки не пожгут гранатометчикипротивника. Пожалуй, танк на подводных крыльях мог бы неожиданно подойти к зонебоевых действий в качестве подкрепления, высадившись чуть поодаль на неохраняемойчасти берега. Но, согласитесь, это весьма скромная роль для столь амбициозногопроекта.

Создатели «проекта-80» сосредоточились на решении однойочень узкой задачи – создании плавсредства, способного транспортировать танк поводе с высокой скоростью. Они оставили вне поля зрения многие технические итактические вопросы, что в конечном счете привело к краху проекта. Безусловно,у войны свои законы. И все же «проект 80» – это потрясающе изящное исовершенное произведение советской инженерной мысли, которому, к сожалению,суждено быть забытым. Вместе с людьми, которым довелось увидеть катерасобственными глазами, умирают и сами машины. Последний «сохранившийся» понтон,а точнее его корпус, хранится в закрытом фонде Музея бронетанковых войск вКубинке. При всем желании сотрудников музея восстановить его не удастся: всенавесное оборудование машины, в том числе крылья и стяжки, безвозвратноутеряно. Ведь катера «проекта 80» делались из высококачественного и дорогогоалюминия.