Home Технологии Военные технологии ИЗ ПЕШКИ В ФЕРЗИ: ПИКИРУЮЩИЙ БОМБАРДИРОВЩИК
ИЗ ПЕШКИ В ФЕРЗИ: ПИКИРУЮЩИЙ БОМБАРДИРОВЩИК PDF Печать E-mail
Вопрос о том, можно ли считать гражданскую войну в Испании (1937–1939) генеральной репетицией Второй мировой, остается дискуссионным, однако бесспорно одно – именно в боях на Иберийском полуострове впервые встретились и испытали друг друга на прочность новейшие виды боевой техники СССР и Третьего рейха. Из опыта этих сражений пришлось срочно извлекать уроки, порой весьма горькие. Не в последнюю очередь это касалось авиации



Очередь из крупнокалиберного пулемета, установленного на Пе-2, легко могла оказаться последней для неудачно атаковавшего истребителя. Как только «пешки» с усиленным вооружением начали поступать в войска, немецкие истребители стали вести себя значительно сдержаннее

Очередь из крупнокалиберного пулемета, установленного на Пе-2, легко могла оказаться последней для неудачно атаковавшего истребителя. Как только «пешки» с усиленным вооружением начали поступать в войска, немецкие истребители стали вести себя значительно сдержаннее
Messerschmitt Bf.109EВпервые появившийся в небе Испании, Bf.109E «Эмиль» в течение нескольких лет оставался лучшим истребителем в мире. Следующая модификация «мессершмита» – Bf.109F – была еще более опасной для наших самолетов

Messerschmitt Bf.109E
Впервые появившийся в небе Испании, Bf.109E «Эмиль» в течение нескольких лет оставался лучшим истребителем в мире. Следующая модификация «мессершмита» – Bf.109F – была еще более опасной для наших самолетов
Бетонный гигантСерийный вариант Пе-2М.

Бетонный гигант
Серийный вариант Пе-2М.
МодификацияТак и не пошедшая в серию экспериментальная модификация «пешки», оснащенная звездообразным двигателем АШ-82

Модификация
Так и не пошедшая в серию экспериментальная модификация «пешки», оснащенная звездообразным двигателем АШ-82
Перед вылетомЭкипажи пикировщиков готовятся к боевому вылету. В связи с тем что кабина Пе-2 была негерметична, при полете на высоте в ней было очень холодно и летчики облачались в теплые комбинезоны даже летом. Тем не менее многие пилоты, воевавшие на «пешке», сходились во мнении о том, что кабина этого бомбардировщика была достаточно эргономичной – присутствовала даже регулировка сидений

Перед вылетом
Экипажи пикировщиков готовятся к боевому вылету. В связи с тем что кабина Пе-2 была негерметична, при полете на высоте в ней было очень холодно и летчики облачались в теплые комбинезоны даже летом. Тем не менее многие пилоты, воевавшие на «пешке», сходились во мнении о том, что кабина этого бомбардировщика была достаточно эргономичной – присутствовала даже регулировка сидений
Ju 87 StukaJu 87 Stuka по праву считался одним из самых известных самолетов в мире. Несмотря на нелепый внешний вид и посредственные летные данные, это был очень эффективный бомбардировщик

Ju 87 Stuka
Ju 87 Stuka по праву считался одним из самых известных самолетов в мире. Несмотря на нелепый внешний вид и посредственные летные данные, это был очень эффективный бомбардировщик
Focke-Wulf Fw190Сконструирован Куртом Танком, до сих пор получает у военных и историков неоднозначные оценки. На момент создания в этом самолете были применены самые передовые технологии. «Фокке-вульф» был очень эффективен против бомбардировщиков, однако ударный вариант этой машины в Люфтваффе не прижился. Изображенная модификация Fw190D – «длинноносая Дора» (c рядным двигателем вместо звездообразного) – была предназначена для борьбы с «летающими крепостями»

Focke-Wulf Fw190
Сконструирован Куртом Танком, до сих пор получает у военных и историков неоднозначные оценки. На момент создания в этом самолете были применены самые передовые технологии. «Фокке-вульф» был очень эффективен против бомбардировщиков, однако ударный вариант этой машины в Люфтваффе не прижился. Изображенная модификация Fw190D – «длинноносая Дора» (c рядным двигателем вместо звездообразного) – была предназначена для борьбы с «летающими крепостями»

Бомбардировщик СБ («Скоростной бомбардировщик»), запущенный в серийное производство в 1934 году, заслуженно считался гордостью советского авиастроения. СБ развивал скорость до 350 км/ч, что делало его практически неуязвимым для истребителей того времени. Однако это преимущество сохранялось недолго. В Испании у СБ появился опаснейший враг – немецкий истребитель Bf.109B – ранняя модификация знаменитого «мессершмита». С появлением на поле боя этого истребителя СБ в одночасье устарел. Имея недостаточное оборонительное вооружение и потеряв преимущество в скорости и высоте, эскадрильи СБ оказались практически беззащитными. Потери катастрофически возросли, что, в свою очередь, заставило в срочном порядке приступить к созданию принципиально новой машины c принципиально новой тактикой применения.

Мировая тенденция
 
Вообще в межвоенные годы все авиационные державы, как помановению волшебной палочки, бросились разрабатывать пикирующиебомбардировщики. Дело в том, что классическое, «горизонтальное» бомбометание с«безопасных» для самолета высот демонстрировало невысокую точность,обусловленную в первую очередь несовершенством авиационных прицелов иотсутствием корректируемых бомб. В то же время зенитная артиллерия не позволялабомбить с малых высот: во время сброса бомб самолет должен строго выдерживатьбоевой курс, сойти с которого означает промахнуться. Таким образом, летящий попрямой и никак не маневрирующий бомбардировщик был просто «школьной» мишеньюдля артиллеристов. Выход нашли американцы, первыми создавшие самолет,специально предназначенный для сброса бомб в пикировании. Как выяснилось позже,решение было верным: во время атаки с пикирования бомбардировщик становитсятрудной мишенью для зенитчиков, а точность бомбометания при этом возрастает вразы. Бои над Польшей наглядно продемонстрировали высокую эффективность новогонемецкого пикирующего бомбардировщика Junkers Ju 87 Stuka, инициатором созданиякоторого был знаменитый ас Первой мировой войны Эрнст Удет.
 
Рождение «пешки»
 
Разработка советского пикировщика на базе не пошедшего всерию высотного истребителя «100» началась как раз на заре войны, в 1938 году,в знаменитой «туполевской шарашке» ЦКБ-29. Это было одно из тюремныхконструкторских бюро, принадлежавших Спецотделу НКВД. Весь состав инженеровсостоял из осужденных «врагов народа», а главным конструктором формальноявлялся некто Кутепов – полковник НКВД, бывший слесарь-электрик. На самом делеруководителем группы инженеров, занимавшихся новым самолетом, был ВладимирПетляков. Работы шли в очень быстром темпе: на переделку истребителя «100» впикирующий бомбардировщик было отведено всего полтора месяца. Так как новомусамолету предстояло летать на малых и средних высотах, пришлось отказаться отустановки гермокабин и турбонагнетателей, предусмотренных на исходном самолете.Тем не менее во время первых полетов самолет показал очень хорошиехарактеристики. Репутации новой машины не помешали даже несколько аварий,произошедших во время испытаний из-за отказов двигателей. Военные оченьторопились запустить в серию самолет, получивший название Пе-2. Торопились настолько,что «эталонный» образец машины был выпущен «задним числом».
 
Спешка не была напрасной: началась Вторая мировая война, ихотя Советский Союз пока не принял открытого участия в ней, было ясно, чтовремя на подготовку к боевым действиям исчисляется месяцами, а для советскихВВС Пе-2 был действительно шагом вперед. Летчики сразу отметили тот факт, чтопо сравнению с неповоротливым СБ летные характеристики Пе-2 оказались гораздовыше: в новом бомбардировщике была найдена «золотая середина» между устойчивостьюи маневренностью. Важным плюсом было и то, что в самолете наконец-то появиласьнадежная и удобная связь между пилотом, штурманом и стрелком. Пе-2 получилпротектированные топливные баки (что значительно улучшило его живучесть), а ворганах управления были широко применены электродвигатели, существеннооблегчившие пилотирование самолета. Тем не менее Пе-2 был строгим в управлении,особенно на малых скоростях, и требовал от летчика внимания и аккуратности(поэтому в начале Великой Отечественной, когда уровень подготовки летногосостава был просто ужасен, при выполнении посадки разбилось много молодыхэкипажей). Бомбовая нагрузка составляла 600 кг, а при перегрузке – тонну(многие считали ее недостаточной для самолета такого класса). Небольшой вес бомббыл обусловлен в первую очередь тем, что на выходе из пикирования силовыеэлементы конструкции Пе-2 должны были выдерживать огромные нагрузки, – приразработке пришлось заложить большой запас прочности. Ради этого и пожертвоваличастью бомбовой нагрузки. Для снижения скорости при пикировании под крыльямиПе-2 были установлены воздушные тормоза – складные решетки из стальных труб. Засчет их отклонения перпендикулярно потоку воздуха достигалось эффективноегашение скорости. Электроприводом воздушных тормозов управлял «автоматпикирования» АП-1. Оборонительное вооружение «пешки» первоначально состояло изчетырех 7,62-мм авиационных пулеметов ШКАС, два из которых были установленынеподвижно в носу самолета. Остальные пулеметы монтировались в подвижных шкворневыхустановках у мест штурмана и стрелка и имели ограниченный сектор обстрела.
 
Уже к июню 1941 года было выпущено 904 самолета Пе-2,большинство из которых, к несчастью, были в скором времени безвозвратнопотеряны или на земле, или во время плохо подготовленных боевых вылетов.Положение усугубилось еще и тем, что летчики не успели в полной мере освоитьретивую машину и к тому же практически не были обучены бомбометанию спикирования. Нарекания вызывало и слабое оборонительное вооружение: пулеметоввинтовочного калибра было явно недостаточно против новых истребителей MesserschmittBf109G, способных безнаказанно атаковать бомбардировщики с безопасногорасстояния. Только в 1942 году «пешка» наконец-то получила на вооружение мощныеи надежные крупнокалиберные пулеметы системы Березина. Тогда же были устраненымногие конструктивные недостатки, обнаруженные за время эксплуатации. Машинаполучила новые форсированные моторы, при этом аэродинамика также была улучшена.С такими доработками «истребительное прошлое» Пе-2 быстро дало о себе знать –теперь «мессер» («худой», как называли его наши летчики), опрометчиво оставшисьодин на один с «петляковым», имел все шансы оказаться в роли жертвы – некоторыеэкипажи Пе-2 имели на счету аж по пять сбитых самолетов! На фронте нередки былислучаи, когда «пешки», случайно обнаружившие в полете группу вражескихбомбардировщиков, брали на себя роль истребителей…
 
Хроники пикирующих бомбардировщиков: кто лучше?
 
Многие историки берутся сравнивать Пе-2 и «лапотник» JunkersJu 87. Выводы при этом делаются самые разнообразные. Но, несмотря на схожиезадачи, сравнивать эти самолеты не совсем корректно. Следует признать, чтоточность попадания у Ju 87 была несколько выше, чем у «пешки», поскольку«юнкерс» производил сброс бомб с высоты всего 600–700 м, в отличие от Пе-2,бомбившего как минимум с километра. В таких условиях летчик «юнкерса» имелвозможность прицелиться почти «в упор», взяв поправки, исходя из погодныхсводок, «на глаз». К тому же «лапотник» пикировал на относительно низкойскорости (около 600 км/ч), и у летчика было достаточно времени накорректирование траектории полета.
 
Но тихоходность «лапотника» была и недостатком. Junkers Ju87 не зря считается одним из символов «блицкрига» – он предназначался длядействий в условиях недостаточно активной ПВО неприятеля. В противном случаедостоинства медлительного и слабо защищенного «юнкерса» быстро сводились кминимуму. Когда начали расти численность советских истребителей и уровеньподготовки их летчиков, потери Ju 87 катастрофически возросли, что вынудилонемцев бомбить только с больших высот и сопровождать «юнкерсы» хорошим истребительнымприкрытием, а отсутствие бортовой автоматики, способной ввести все поправки,необходимые при атаке с большой высоты, негативно повлияло на точность. Ошибкав направлении самолета всего в один градус давала промах в 50 м.
 
Советские конструкторы решили эту проблему, добавив в помощьлетчику еще одного члена экипажа. Таким образом, наведение Пе-2 на цель было«двойным». Штурман замерял скорость и направление ветра (чтобы определить«снос» бомбы и самого самолета), рассчитывал «боевой угол разворота» ивыставлял прицел, в то время как летчик держал мишень в перекрестии и старалсяпредельно точно выдержать траекторию пикирования. Именно за счет такого«разделения труда» точность попадания составляла 40–50 м (этого было вполнедостаточно), а опытный экипаж «пешки» мог уложить бомбу в десятиметровый круг.К тому же более скоростной и лучше вооруженный Пе-2 меньше, чем Ju 87, нуждалсяв истребительном прикрытии и меньше страдал от зенитного огня. Кстати, в 1944году немцами была предпринята попытка использовать в качестве пикирующегобомбардировщика истребитель Focke-Wulf Fw190F, который значительно превосходилпо летным характеристикам и Пе-2, и Ju 87. Основное преимущество заключалось втом, что, освободившись от бомбовой нагрузки, этот пикировщик мог легко датьотпор любым истребителям. Однако практика показала, что точность попадания Fw190Fоказалась значительно ниже, чем у «старика» Ju 87. Это было связано преждевсего с выросшей скоростью пикирования: тяжелый и мощный «фокке-вульф» во времяпикирования стремительно разгонялся, и даже высококлассный пилот просто неуспевал одновременно управлять самолетом и целиться. Как показало время, толькоразвитие электроники сделало бомбометание с пикирования достаточно удобным длялетчика одноместной машины.
 
Только к концу 1944 года встал вопрос о замене Пе-2 болеесовершенным пикировщиком Ту-2, однако петляковская машина так и осталасьосновным советским фронтовым бомбардировщиком до самого конца войны.Большинство укротивших резвую «пешку» летчиков не чаяли души в своем самолете,считая его наиболее совершенной машиной в своем классе.