Home Технологии Военные технологии СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ БУДУЩЕГО: РАКЕТЫ
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ БУДУЩЕГО: РАКЕТЫ PDF Печать E-mail
24октября 1974 года самолет С–5А Galaxy взлетелс авиабазы Ванденберг. На высоте 2,5 кмоткрылся хвостовой люк. Два вытяжныхпарашюта извлекли из грузового отсекаплатформу с ракетой «Минитмен-1».Сработали пирозамки, и отделившаясяот платформы ракета встала вертикально,удерживаемая тремя стабилизирующимипарашютами…




Запуск баллистической ракеты с самолета-носителя Ракета с вытяжным парашютом уже извлечена из грузового отсека и готова стартовать. Цель? Пока она учебная…

Запуск баллистической ракеты с самолета-носителя Ракета с вытяжным парашютом уже извлечена из грузового отсека и готова стартовать. Цель? Пока она учебная…
Применение МБР воздушного базирования, как оно представлялось в 1960-х. Сегодняшняя схема будет, конечно, включать другие системы, возможно, в другом сочетании. Принципиальная и неизменная особенность концепции состоит в том, что атакующий самолет не покидает контролируемого воздушного пространства.

Применение МБР воздушного базирования, как оно представлялось в 1960-х. Сегодняшняя схема будет, конечно, включать другие системы, возможно, в другом сочетании. Принципиальная и неизменная особенность концепции состоит в том, что атакующий самолет не покидает контролируемого воздушного пространства.
Проект носителя МБР на базе Ан-124Всего за годы холодной войны в СССР и США разрабатывались проекты как минимум 27 систем (12 и 15 соответственно), предусматривавших воздушное базирование баллистических ракет. Три американских проекта дошли до стадии летных испытаний, еще два – до бросковых. Из советских разработок в воздух не поднималась ни одна. До принятия на вооружение дело ни разу не дошло и в США.

Проект носителя МБР на базе Ан-124
Всего за годы холодной войны в СССР и США разрабатывались проекты как минимум 27 систем (12 и 15 соответственно), предусматривавших воздушное базирование баллистических ракет. Три американских проекта дошли до стадии летных испытаний, еще два – до бросковых. Из советских разработок в воздух не поднималась ни одна. До принятия на вооружение дело ни разу не дошло и в США.
Проект носителя MC-747В ходе работы над программой MX компанией «Боинг» был предложен вариант размещения МБР на модификации серийного B-747. На нем могли размещаться четыре ракеты массой по 45,4 т или восемь малогабаритных МБР по 22,7 т каждая. Тяжелые ракеты должны были запускаться через хвостовой люк, малогабаритные – через специальные люки в нижней части грузовой кабины.

Проект носителя MC-747
В ходе работы над программой MX компанией «Боинг» был предложен вариант размещения МБР на модификации серийного B-747. На нем могли размещаться четыре ракеты массой по 45,4 т или восемь малогабаритных МБР по 22,7 т каждая. Тяжелые ракеты должны были запускаться через хвостовой люк, малогабаритные – через специальные люки в нижней части грузовой кабины.

Всоответствии с программой испытанийдвигатель отработал десять секунд,после чего ракета упала в океан. Так былосуществлен первый в истории запускМБР с самолета. Все 13 членов экипажабыли награждены медалями. Испытаниепродемонстрировало возможностьбезопасного воздушного запуска МБРс серийного военно-транспортногосамолета Lockheed С-5А Galaxy. Эксперимент былзаснят с самолета сопровождения, а всеполученные материалы уже на следующийдень легли на стол госсекретаря СШАГенри Киссинджера, став веским аргументомна переговорах с СССР.

Однойиз целей американской стороны былоограничение советских мобильных МБРРС-14 («Темп-2С»). В результате в 1979 годубыл подписан договор ОСВ-2, протокол ккоторому предусматривал временныйзапрет на летные испытания и развертываниекак мобильных МБР, так и баллистическихракет класса «воздух–земля». ДоговорСНВ-1, вступивший в силу в 1994 году, запретилпроизводство, испытания и развертываниеМБР воздушного базирования на последующие15 лет. Что же это за страшное оружие, откоторого две сверхдержавы надолгоизбавили человечество?

Дубинкаповышенной выживаемости

Интереск самолетным баллистическим ракетамвозник в США к концу 1950-х годов. К томувремени развитие средств ПВО превратилостратегические бомбардировщики –носители атомных бомб – в довольноуязвимые цели. Появившиеся на вооруженииавиационные крылатые ракеты Rascal cдальностью 160 км снижали потерибомбардировщиков, однако они тожедостаточно эффективно перехватывалисьПВО. Баллистические ракеты, в отличиеот крылатых, не перехватывались средствамиПВО, а противоракетной
оборонытогда не было. Однако первая американскаяМБР «Атлас», проходившая испытания в1958 году, предусматривалась для размещенияна открытых стартовых позициях итребовала длительной подготовки кпуску. Это лишало ее шансов на выживаниев случае нападения противника. Перваяамериканская ракета подводногобазирования – БРПЛ «Поларис-А1» –к 1958 году еще только разрабатывалась.

Размещатьбаллистические ракеты на самолетах ещене пробовали, но эта идея уже витала ввоздухе. Барражирующий в зоне действиясобственной ПВО стратегическийбомбардировщик практически неуязвимдля любого мыслимого противника.Выживаемость самолетов на земле можнообеспечить, рассредоточив их пошире –на авиабазах по всему свету. В сочетаниис неуязвимыми баллистическими ракетамистратегические бомбардировщики моглистать качественно новой, гибкой иэффективной компонентой ядерных сил.

Проблемавеса

Размещениемежконтинентальной ракеты набомбардировщике выглядело крайнепривлекательно – пуск тогда мог бывыполняться из своего воздушногопространства. Увы, тогдашняя мат-частьтакой возможности не давала: ракетыбыли слишком большими и тяжелыми дляпотенциальных носителей. Стартовый весМБР «Атлас-D» составлял 118,6 т, длина –22,1 м, а диаметр корпуса – 3,05 м. Самолетов,способных поднять такую штуку в воздух,не существовало. Конструкторам пришлосьначать с ракет средней и малой дальности,отложив межконтинентальные на потом.

В1958 году американской компанией LocheedGeorgia была начата разработка самолета сядерной силовой установкой. Этот самолетрассматривался в качестве летающейплатформы для запуска баллистическихракет большой дальности. Однако этапрограмма не имела успеха и была закрыта.

Втом же году ВВС США были заключеныконтракты на разработку экспериментальныхбаллистических ракет класса «воздух–земля»Bold Orion и High Virgo. Дальность полета ракетыBold Orion составляла 1770, а High Virgo – 300 км.Испытания были проведены в 1958–1959 годах:Bold Orion запускался с B-47 Stratojet, а High Virgo –со сверхзвукового бомбардировщика В-58Hustler. Bold Orion стала не только первойбаллистической ракетой большой дальности,стартовавшей с самолета, но и первойракетой, продемонстрировавшейпринципиальную возможность перехватаспутника. 13 октября 1959 года она былазапущена с бомбардировщика В-47 поамериканскому ИСЗ «Эксплорер-VI» ипролетела в 6 км от него.

Оберакеты были по сути экспериментальнымии не повлияли на ход истории, но помоглисформулировать требования к новойбаллистической ракете воздушногобазирования Skybolt.

Приближениек цели

РазработкаSkybolt началась в 1960 году. Двухступенчатаятвердотопливная ракета компании Douglasимела стартовый вес около 5 т, длину11,66 м и диаметр корпуса 0,89 м. Мощностьядерного заряда составляла 1,2 Мт. Точностьстрельбы должна была обеспечитьастроинерциальная система управлениякомпании Nortronics. Информация о дальностипротиворечива, по наиболее популярнойверсии она превышала 1800 км. В-52Н могнести четыре ракеты, размещенные надвух подкрыльевых пилонах попарно. Дляуменьшения аэродинамического сопротивленияракета снабжалась сбрасываемым хвостовымобтекателем. После отцепки от пилонаона свободно падала около 120 м, избавляласьот обтекателя, запускала двигательпервой ступени и устремлялась вверх.Управление во время работы первойступени обеспечивалось аэродинамическимирулями, а на участке второй ступени –поворотным соплом двигателя. ПланамиВВС США предусматривалась закупка 1000ракет к 1967 году и оснащение ими 22эскадрилий стратегических бомбардировщиковВ-52. Рассматривалась также возможностьиспользования одноступенчатого вариантаракеты Skybolt для вооружения разрабатывавшегосясверхзвукового стратегическогобомбардировщика В-70 «Валькирия». Новинкунамеревалась принять на вооружение иВеликобритания. В качестве носителяпланировалось использовать стратегическиебомбардировщики «Вулкан В.2».

Всемэтим планам не суждено было статьреальностью. Первые пять пусков с В-52оказались неудачными, успех пришелтолько при последнем испытании в апреле1962 года, когда уже было принято решениео закрытии программы. На решение повлияликак неудачи на испытаниях, так и успешнаяразработка «подводного» «Полариса».
Советскийответ был в основных чертах симметриченамериканским планам. В уральском СКБ-385провели проектные проработки авиационнойбаллистической ракеты Р-13А на базеракеты морского базирования Р-13, а в ОКБВ.М. Мясищева – проектные проработкипо размещению авиационных баллистическихракет на сверхзвуковых стратегическихбомбардировщиках М-50 и М-56. Как и в США,эти работы дальнейшего развития тогдане получили. Доминантами стратегическихядерных сил СССР стали МБР наземногобазирования и баллистические ракетыподводных лодок (БРПЛ).

Полетза океан

Новыйэтап разработок БР воздушного базированияначался в конце 1960-х, когда и в СССР, и вСША были созданы первые широкофюзеляжныевоенно-транспортные самолеты большойгрузоподъемности. Размеры грузовыхкабин Ан-22 и Lockheed С-5А вкупе с грузоподъемностью(соответственно 60 и 79 т) позволялииспользовать эти самолеты в качественосителей баллистических ракет среднейдальности с большим стартовым весом.

Американскийпроект «Медуза» предусматривалвертикальное размещение несколькихтвердотопливных МБР «Поларис» насамолете Lockheed С-5А. Ракета «Поларис-А3Т»,принятая на вооружение в 1968 году, имеластартовый вес 16,4 т и дальность полетадо 4600 км. Разделяющаяся головная частьвключала три боевых блока. В СССР былразработан проект аналогичного комплексана базе жидкостных баллистических ракетР-27, входивших в состав морского ракетногокомплекса Д-5. Носителем должен был статьАн-22. На «Антее» предполагалось разместитьтри вертикальные выступающие надфюзеляжем пусковые установки с ракетами.Ракета Р-27 была принята на вооружениеВМФ в 1968 году, имела стартовый вес 14,3 т,дальность полета 2500 км и оснащаласьмоноблочной головной частью.

Кначалу 1970-х точность стрельбы МБР в СССРи США стала такой, что выживаниестационарных пусковых установок вслучае вражеского удара перестало бытьочевидным. Американцы начали разработкуперспективной МБР по программе МХ(Missile-X), рассчитанной на то, чтобы уцелетьпри ядерном ударе. Кроме шахтных ПУповышенной стойкости изучались вариантымобильного базирования, включаявоздушный. Предпосылки были – к томувремени самолеты стали больше, мощнее,а нужная для межконтинентальной стрельбымасса ракет, напротив, уменьшилась.Рассматривался широкий набор вариантовавиационных носителей, включаятранспортники «Боинг-747», Lockheed С-5А,гражданский самолет Douglas DC-10, самолетыс укороченной длиной взлета и посадки,способные рассредоточиваться на широкойсети аэродромов, самолеты вертикальноговзлета и посадки, самолеты-амфибии,перспективные самолеты-носителиспециальной разработки и вертолеты.

Предлагалосьне менее трех концепций носителейспециальной постройки. Четырехдвигательныйсамолет со взлетным весом 545 т долженбыл находиться в воздухе на восьмикилометровойвысоте 15 часов с полезной нагрузкой 272т и 24 часа – со 182 т. Масса одной ракетыв наземном варианте составляла около88,5 т, но «аэроверсия», конечно, моглаотличаться. После заправки топливом вполете масса носителя могла составить681 т. Для сравнения скажем, что максимальныйвзлетный вес B-52 составляет 229 т, а Ту-95– 188.

Этотпроект был еще не самым большим.Шестидвигательный самолет большойпродолжительности полета с контейнерамидля ракет, установленными на крыле,должен был весить 817 т и нести 454-тонныйгруз. В крыльевых контейнерах моглиразмещаться малогабаритные МБР состартовой массой 21,3 т. Двигатели ракетдолжны были включаться после сбросачерез открывающиеся створки в нижнейчасти контейнеров. Наконец, самолет-амфибияс высокорасположенным крылом, четырьмядвигателями и взлетной массой 397 т привзлете с воды и 545 – с аэродрома долженбыл нести 91 т полезной нагрузки, удаляясьот аэродрома на расстояние до 7400 км.

Вертолетныйвариант размещения МБР позволялреализовать концепцию ракетногокомплекса, «кочующего» между неподготовленными, но пригодными длявзлета и посадки площадками, с тем чтобызатруднить его обнаружение и нанесениеприцельного удара противником. Такиеже возможности сулило размещение МБРна самолетах вертикального взлета ипосадки (проект Grasshopper – «Кузнечик»).

Вариантыподвижного базирования МБР MX не былиреализованы на практике – на вооружениисостоял только шахтный вариант,обеспечивающий большую точность,необходимую для «разоружающего» ударапо ядерным силам Советского Союза.

Нашответ MX

Советскиеконструкторы не оставались в сторонеот веяний времени. В 1970–1980-х годах в СССРразрабатывался межконтинентальныйавиационный ракетный комплекс («МАРК»)на базе МБР морского базирования ивоенно-транспортных самолетов Ан-22 иАн-124. Проработки КБ машиностроения иКБ О.К. Антонова показали возможностьразмещения на Ан-22 одной ракеты Р-29Р, ана самолете Ан-124 – двух-трех. РакетаР-29Р была принята на вооружение ВМФв 1977 году, имела стартовый вес 35,3 ти оснащалась разделяющейся головнойчастью с тремя блоками индивидуальногонаведения. В перспективе возможен былпереход к более мощной Р-29РМ со стартовымвесом 40,3 т и четырьмя боевыми блоками.

Ракетадолжна была стартовать после десантированияна платформе с парашютом через хвостовойлюк самолета. В отличие от «Минитмена»,двигатель первой ступени с управляющимикамерами запускался сразу после отделенияракеты от платформы. Это снижало потериначальной высоты и скорости полетаракеты на достартовом участке.

Другимвариантом воздушного базирования МБРбыл ракетный комплекс «Кречет» на базебомбардировщика Ту-160 и твердотопливныхракет специальной разработки. Головнымиразработчиками этого комплекса былиКБ А.Н. Туполева и КБ «Южное». Набомбардировщике могли размещаться двеМБР, имеющие стартовый вес 24,4 т. Ракетымогли нести по шесть боевых блоковиндивидуального наведения. Комплексы«МАРК» и «Кречет» не были востребованызаказчиком, а затем работы в этомнаправлении «заморозили» из-за запретов,наложенных договорами ОСВ-2 и СНВ-1.